Политика протекционизма в современной россии – Протекционизм в международной торговле и России

Содержание

Политика протекционизма ☑️ определение, характерные черты, современные методы и меры, направления, тарифы, плюсы и минусы внешнеторговой протекционистской политики

Политика протекционизма

Общая информация

Протекционизм является противоположностью фритредерству или манчестерству. Фритредерством называется направление в экономике, политике и хозяйственной практике, которое провозглашает свободу торговли и невмешательство государственных органов. Обе стороны критикуют друг друга. Протекционисты не признают фритредерство с позиции роста производства национальной продукции и занятости местных граждан. Вторые критикуют протекционизм с точки зрения свободной торговли и защиты прав потребителей.

Характерная черта политики протекционизма — тарифное и нетарифное регулирование национальной экономики, позволяющее конкурировать с иностранными товарами, продуктами и т. д.

Шотландский экономист Адам Смит

Определение того, что такое протекционизм, появилось еще в Средние века. В XV—XVIII вв. его называли меркантилизмом. Поспособствовал этому небезызвестный шотландский экономист Адам Смит. В настоящее время понятия принято применять по отдельности, но в то время между этими словами ставили знак равенства. Отделился протекционизм от меркантилизма, как утверждает историк П. Байрох, в 1840-х годах.

Особенно популярен протекционизм был в XVIII веке. Его признавали самые развитые и богатые страны мира: Великобритания, Швеция, Пруссия и Австрия. В следующем столетии Англия стала склоняться к политике свободного предпринимательства. Однако противоположной точки зрения придерживалось немало стран.

Среди экономистов было немало сторонников защиты национальной продукции, самые известные из них: немец Фридрих Лист, американцы Генри Кери и Александр Гамильтон, французы Ж. А. Шапталь и Ш. Дюпен. В России протекционизма придерживались министры финансов И. А. Вышнеградский и С. Ю. Витте. Они, собственно, и проводили эту политику. Также в этих рядах был Дмитрий Иванович Менделеев.

После длительной экономической депрессии 1870—1880-х гг. в Европе многие страны начали переходить к политике протекционизма. Простое действие привело к промышленному росту. В Соединенных Штатах этот процесс был очень продолжительным и длился с окончания Гражданской войны до конца Второй мировой войны. Однако к концу 60-х годов прошлого столетия США и европейские страны начали проводить совместную либерализацию внешней торговли.

Положительный эффект

Ряд экономистов считает, что преимущество протекционизма заключается в том, что политика способствует естественному росту экономики и промышленности государства, превращая его в богатую страну. Фритредерство ведет к разрушению промышленности, упадку экономики и нищете. Особенно сильно свободная торговля влияет на страны с недостаточным уровнем развития.

В качестве примера приводятся богатые страны, которые проводили политику протекционизма и укрепили свою экономику, и нищие государства, придерживающиеся фритредерства. Как утверждают эксперты, чем сильнее страна отстает от ведущих держав и чем больше у нее географических и климатических недостатков, тем ощутимей должны быть протекционистские барьеры.

Естественный рост экономики

Ограничительные меры помогают достичь процветания страны:

  1. Интерес государства и поддержка отрасли или продукта в самом начале жизненного цикла.
  2. Необходимо обеспечивать национальную безопасность: поддерживать отрасли, связанные с обороной страны.
  3. Обеспечение безопасности экономики. Она должна находиться в форме самообеспеченности и устойчивости.
  4. Привлечение к работе местного населения, защита от дешевой иностранной рабочей силы.
  5. Защита от демпинга, точнее, от стран, распространяющих товар по цене ниже себестоимости.
  6. Увеличение казны государства за счет таможенных платежей.
  7. Увеличение местной казны за счет налогов со стороны местных производителей.
  8. Защита населения путем контроля качества выпускаемой продукции.

Так как мировая глобализация набирает обороты, российская экономика нуждается в грамотной политике протекционизма. Отечественная продукция должна быть конкурентноспособна как на местном рынке, так и за рубежом. Активная государственная политика в некоторых сферах позволит предприятиям легче адаптироваться к посткризисным условиям.

Конечно, дилемма между протекционизмом и фритредерством существует долгое время, однако ни одно из государств не принимает только одну сторону. Международный оборот ресурсов необходим в любом случае. Существует несколько протекционистских форм:

Селективный протекционизм
  1. Селективный протекционизм защищает от определенной категории товара или от конкретного государства.
  2. Отраслевая форма защищает определенную отрасль. Чаще всего в ней нуждается сельское хозяйство.
  3. Коллективная форма направлена на защиту нескольких объединившихся стран.
  4. Скрытый протекционизм — применение защиты с использованием нетаможенных методов.

Современные методы

В современной политике протекционизма существуют различные тарифные и нетарифные ограничения. Правительство решает сразу две задачи: во-первых, помогает экспортерам как можно больше распространить свой товар на международном рынке, во-вторых, ограничивает импорт, понижая конкурентноспособность зарубежной продукции.

Одни методы направлены только на защиту внутреннего рынка от импортного товара. Другие же помогают стать конкурентноспособной экспортной продукции.

К тарифным методам можно отнести таможенные пошлины и квоты, которые в основном регулируют импорт.

Нетарифные методы протекционистской политики бывают трех типов:

Таможенные пошлины и квоты
  1. Количественные — квотирование, лицензирование, добровольные ограничения.
  2. Скрытые — государственные закупки, технические требования, сборы, налоги.
  3. Финансовые — субсидирование, кредитование, демпинг. Этот тип больше направлен на поддержку экспортных товаров.

С 2010 года существует Единый таможенный тариф в России, Республике Беларусь и Казахстане.

Таможенные тарифы в последние десятилетия сдали позиции, пропустив вперед нетарифные ограничения и методы. В самых развитых странах последние развиты довольно серьезно. Специалисты отмечают не меньше 50 видов нетарифного ограничения. К их числу можно отнести санитарные стандарты, технические нормы, систему валютного контроля и т. д.

В современной России существует долгосрочная экономико-политическая концепция, действующая до 2020 года. Основной ее целью является создание необходимых условий для повышения конкурентоспособности экономики.

Индекс конкурентноспособности стран за 2018 год показал, что наиболее развитой является экономика Соединенных Штатов Америки с показателем 85,6 баллов. На втором месте находится Сингапур (83,5), затем идут Германия (82,8), Швейцария (82,6) и Япония (82,5). Российская Федерация расположилась на 43 месте, поднявшись на две позиции по сравнению с 2017 годом. За последние 5 лет наша страна имеет наивысший показатель роста экономики.

В России улучшаются показатели инновационных технологий, внедряемых в повседневную жизнь. Очень плохие показатели у финансового и потребительского рынков, а также у здравоохранения.

Российская Федерация

Россия с 2012 года входит в состав ВТО (Всемирной торговой организации). Вступление осуществлялось на протяжении десятилетий и было очень трудным. Уровень монополизма в стране был очень высоким. За несколько лет до вступления протекционизм процветал, защищая от мирового кризиса. В стране существовало 37 акций, защищающих внутренний рынок. В Китае и Великобритании таких акций было всего 11, в Германии — 16, а в Аргентине — 20.

Россия с 2012 года входит в состав ВТО

Политика протекционизма оправдана, когда экономика страны неконкурентоспособна, а многие отрасли нуждаются в субсидиях и поддержке. Постепенно местная промышленность наращивает обороты, и государство переходит к умеренному протекционизму.

В настоящий момент Россия находится в шаге от экономического кризиса. Несколько лет назад правительство выбрало путь по наихудшему консервативному варианту развития экономики. Этот вариант гласит, что доля ВВП страны в мире не будет повышаться, темпы роста экономики начнут замедляться, а полезные ископаемые так и останутся основным источником дохода. Все это будет продолжаться как минимум до 2030 года.

Война на Украине тоже повлияла отрицательным образом на экономическую составляющую. Введенные санкции тоже оказывают негативное действие, предполагается ограничить доступ российским заемщикам к кредитным ресурсам западных стран. Это отрицательно скажется на и так хрупкой банковской системе Российской Федерации.

В этом случае России не помешало бы перейти к политике протекционизма. Внутренний рынок за это время укрепится, начнется рост экономики, слабые отрасли будут защищены. Конечно, будут и минусы. Одним из недостатков такой политики является снижение качества продукции. Доступ к мировому рынку будет ограничен. Из-за низкой конкуренции производители потеряют стимул улучшать продукцию.

Критика политики

Промышленная монополизация в США,

Основной аргумент критиков протекционизма состоит в том, что высокие таможенные пошлины повышают стоимость зарубежных товаров, отчего страдают обычные граждане — потребители продукции. Немаловажным остается вопрос монополизации: ограничивая импортный товар, можно помочь монополистам захватить контроль над рынком. В качестве примера можно привести промышленную монополизацию в США, Германии и России на рубеже XIX и XX веков. Кроме того, запрет или ограничение торговли приведет к ответным мерам в других странах.

Немалое число западных экономистов, которые являются сторонниками принципов Вашингтонского консенсуса, считают, что протекционистская политика отрицательно влияет на экономический рост и общее благосостояние государства. По их мнению, манчестерство, дерегуляция, снижение различных таможенных ограничений приводят к росту экономики. Но всё-таки свобода торговли в некоторой степени влияет на распределение доходов и убытков, перераспределение рабочей силы в отраслях.

Протекционистская ловушка.

К тому же, когда местный товар ограждают от иностранного, появляется так называемая протекционистская ловушка. Применение «костылей» при поддержке отечественного товара приводит к тому, что в дальнейшем от них довольно трудно отказаться, поэтому временные меры превращаются в долгосрочную политику.

Политика протекционизма отрицательно влияет на взаимоотношения между странами, ведь появляется соперничество, наступает угроза безопасности и стабильности. Торговые связи между странами ослабевают, происходит замедление кооперации производителей, что приводит к недоверию и вражде.


nauka.club

5. Протекционизм в России. Современный протекционизм

Похожие главы из других работ:

Аграрная политика и протекционизм в мировой торговле продовольствием

1. Аграрная политика и протекционизм в мировой торговле продовольствием

Аграрная политика и протекционизм в мировой торговле продовольствием

1.2 Протекционизм в мировой торговле продовольствием

аграрный сельский протекционизм торговля продовольствие Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. ptotectio — защита, покровительство), экономическая политика государства, направленная на поддержку национальной экономики…

Внешнеторговая политика России

1.2 Протекционизм

Протекционизм — система ограничений импорта, когда вводятся высокие таможенные пошлины, запрещается ввоз определенных продуктов, используются другие меры, препятствующие конкуренции иностранных изделий с местными…

Внешнеторговый протекционизм в современных условиях

РОССИЯ. СВОБОДА ТОРГОВЛИ ИЛИ ПРОТЕКЦИОНИЗМ?

Переход от центрального планирования к рыночной экономике был неизбежно связан с ростом открытости экономики России. Ликвидирована государственная монополия внешней торговли…

Меры внешнеторгового регулирования ВЭД и их влияния на развитие экономики России

1.1 Либерализация и протекционизм в регулировании международной торговли

Протекционизм и либерализм являются двумя альтернативными направлениями торговой политики государства. В современном мире в чистом виде ни протекционистская, ни либеральная торговая политика не встречается…

Мировая продовольственная проблема

Раздел 2. Протекционизм в мировой торговле продовольствием

Система международной торговли сельскохозяйственной продукцией, в том числе и продовольствием, в настоящее время претерпевает коренные изменения…

Определение внешнеторговой политики, механизмы ее регулирования. Анализ внешней торговли России

1.2.2 Протекционизм

Протекционизм (protectionism) — государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Протекционизм система ограничений импорта…

Превращение США в первую индустриальную страну мира. Изменение промышленной структуры

2.1 Протекционизм и изобретения в промышленности

Предпосылки XIX в. в экономической истории мира — это промышленного эпоха формирования индустриальной цивилизации. В этом веке завершается промышленный переворот, который охватывает все страны и Европы, и Америки. Прежде всего…

Принципы внешнеторговой политики. Тарифные и нетарифные методы регулирования внешней торговли

1.1 Протекционизм

Внешнеторговая политика — это совокупность целей, средств и методов, применяемых государством для развития торговых отношений с другими странами…

Протекционистская политика государства. Российское продовольственное эмбарго 2014-2016 гг.

2.1 Протекционизм Англии XIV-конца XIX веков

Протекционистская политика Англии имеет длинную историю. И хотя англосаксы активно выступали за либерализацию экономики, сами зачастую выходили из тяжелых ситуаций путем введения протекционистских мер…

Протекционистская политика государства. Российское продовольственное эмбарго 2014-2016 гг.

2.2 Таможенный протекционизм С.И. Витте

Известный английский экономист Давид Рикардо в своей работе «Принципы политической экономии и налогообложения» обосновал теорию, по которой принцип международного товарообмена будет выгоден всем участникам. Но…

Развитие международной торговли на современном этапе

1.2 Либерализация и протекционизм

В современном мировом хозяйстве существует две системы внешнеторговой политики — протекционизм и свободная торговля, или ее либерализация. Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары…

Современный протекционизм

1. Протекционизм: основные понятия

Протекционизм — это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции Смирнов П.Ю…

Тенденции протекционизма в современном мире

Глава 1. Протекционизм

Под протекционизмом (от лат.слова «protecto» — защита…

Тенденции протекционизма в современном мире

Глава 4. Взгляды на протекционизм в современном мире

протекционизм антикризисный международный торговля В своем интервью в 2009 году Андрей Кобяков сказал: «Протекционистские настроения будут только нарастать». И он оказался прав, не смотря на недавнее проведение Конференции ВТО…

mo.bobrodobro.ru

Протекционизм в экономике — это… Понятие, определение, внешнеторговая политика и примеры. Протекционизм в России

Контроль импорта используется в различных формах для поддержания внутреннего производства государства. Обобщенно подобные меры называют протекционизмом (от английского «защита», «попечительство»). Среди разнообразных элементов подобной политики следует отметить повышение пошлин на ввоз иностранных товаров и поддержку местного производителя. Крайней формой протекционизма является полный запрет на ввоз определенных категорий товаров.

Протекционизм в экономике: понятие, суть политики

В современных экономических учебниках и научных публикациях протекционизм определяют как особую политику государства в сфере экономики, направленную на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Что такое протекционизм? В определении понятия указывается, что это особый комплекс действий во внутренней политике, целью которого является защита интересов государства, национальных производителей, охрана развивающихся отраслей национальной экономики от конкуренции со стороны иностранных государств. Более подробно рассмотреть суть понятия можно на конкретных примерах.

Протекционизм в экономике — это (простыми словами объяснить экономическую теорию довольно легко) отношения, в которые вступает государственный сектор с внутренними хозяйственными субъектами с одной стороны, внешними агентами для защиты долговременных экономических интересов государства — с другой. Целью экономической политики является формирование и поддержание условий для успешности национального производства, обеспечения независимости экономического развития, сохранения положения государства в мировой экономической системе.

школа протекционизма в экономике

В экономической теории политика протекционизма противопоставляется фритредерству — доктрине свободной торговли, которая предполагает открытые и свободные рыночные отношения между странами, снижение таможенных пошлин и невмешательство государства в частное предпринимательство. Сторонники протекционизма критикуют фритредерство с позиций улучшения демографических показателей и занятости населения, значительного роста национального производства, а оппоненты такой политики указывают на недостаточную свободу предпринимательства и нарушение защиты прав потребителей.

Политика протекционизма: конкретные действия государства

Для достижения основных целей политики в экономической сфере используется комплекс ограничительных мер. Обычно вводятся таможенные пошлины на ввозимые товары, торговое эмбарго (наложение запрета на ввоз другими странами товаров и услуг на территорию определенного государства) и импортные квоты, добровольное ограничение экспорта. Отдельный шагом является система обязательной сертификации товаров и услуг, административные барьеры (таможенные процедуры, длительные согласования и бюрократические запреты).

Для поддержки национального производителя вводятся субсидии для местных производителей, занимающихся экспортом товаров и выпускающих товары на внутренний рынок, компенсируется ряд расходов, вводится льготное кредитование и налогообложение, выпускаются гранты для поддержки определенных отраслей хозяйствования. Протекционизм в мировой экономике до недавнего времени предусматривал дискриминацию иностранных работников и инвесторов. В настоящее время чаще используются методы, которые в большинстве своем не вызовут порицания мировой общественности.

Все плавания коммерческого, пассажирского или торгового судна государства, придерживающегося политики протекционизма, осуществляются только судами под национальным флагом. При проведении коммерческих тендеров преимущество предоставляется местным товарам и услугам, государство делает закупки только у отечественных производителей. Распространенным методом протекционизма, который хорошо знаком обычным потребителям, является проведение патриотических кампаний в форме «Поддержи отечественного производителя!» или «Покупай только отечественное!».

протекционизм концепция государственного участия в экономике

В широком смысле слова протекционизм в экономике — это защита и поддержка науки, национального фондового рынка, финансовой системы. Специфические мероприятия государства при выборе такого пути развития направлены на усиление конкурентных возможностей отечественных предпринимателей, создание благоприятных условий для накопления отечественного капитала, предотвращение существующей или скрытой угрозы национальным экономическим интересам с внешней стороны и так далее.

Краткая история

Протекционизм силами Адама Смита на рубеже шестнадцатого и семнадцатого веков стали называть меркантилизмом, хотя историк П. Байрох уточнял, что с конца девятнадцатого века меркантилизм стали называть протекционизмом. Меркантилизм — это комплекс теорий, которыми обосновывалась необходимость вмешательства государства в деятельность хозяйственных субъектов. В основном методы политики меркантилизма реализовались в форме протекционизма.

Термин ввел французский экономист А. Монкретьен, а широко начал использовать Адам Смит. Точно определить год основания школы протекционизма в экономике не представляется возможным. Смит активно критиковал опыт меркантилистов, которые отстаивали интересны крупнейших торгово-монополистических институтов, в частности Ост-Индской компании. Возникновение протекционизма связывают с Великобританией, позднее к подобным методам пришли во Франции, Италии и других государствах.

В восемнадцатом веке протекционизм в экономике — это признанная ведущими государствами Европы доктрина. В девятнадцатом веке на смену ей пришла доктрина свободной торговли. «Пионером» движения в этот раз снова была Великобритания. Но и тогда было множество представителей протекционизма (сторонников): Ф. Лист, А. Гамильтон, Ш. Дюпен, А. Мюллер, Г. Кэри и другие. В России крупнейшими сторонниками экономической политики были министры финансов в правительствах Александра III и Николая I, а также Дмитрий Менделеев.

протекционизм в мировой экономике

В континентальной Европе повальный переход к политике протекционизма в экономике произошел после затяжной экономической депрессии 1870-1880 годов. Кризис закончился, а после этого во всех странах, проводивших политику протекционизма, начался активный рост. В США особенно активным протекционизм был между Гражданской (1865 год) и Второй мировой войнами (1945 год). В скрытой форме следовать данным методам в Европе и США продолжали вплоть до шестидесятых годов.

Ожидаемый положительный эффект протекционизма

По мнению множества исследователей, как теоретиков, так и практиков, протекционизм в экономике — это стратегия, которая ведет к устойчивому экономическому росту и развитию. В то же время свободная торговля способствует разрушению промышленности государства, обнищанию населения и экономическому упадку. Особенно явный негативный эффект ожидается, если фритредерство вводится в стране с недостаточно сильной национальной экономикой и промышленным комплексом. Так, чем больше страна отстает от ведущих, чем больше географических и климатических недостатков имеет, тем выше должны быть протекционистские барьеры для свободного развития национальной промышленности.

Ограничительные меры вводятся со следующими целями: защита от демпинга, обеспечение экономической и национальной безопасности, поддержка начинающих отраслей или новых товаров, сохранение отраслей промышленности, которые связаны с военно-промышленным комплексом, самообеспеченность страны, диверсификация производственного комплекса, увеличение занятости, сокращение внешнего дефицита, пополнение государственного бюджета за счет таможенных пошлин, обеспечение безопасности граждан за счет продажи товаров, производство которых контролируется государственными органами, увеличение количества продаж отечественных товаров и услуг, восполнение расходов местного бюджета в связи с увеличившейся прибылью местных производителей.

Традиционные и современные виды протекционизма

Протекционизм в экономике — это верный путь к охране развивающихся отраслей национальной промышленности (характерно для ранних стадий капитализма) и эффективная защита наиболее развитых промышленных отраслей, завоевание внешних рынков различными путями (современный протекционизм).

Вообще, выделяют несколько форм протекционизма: скрытый (с помощью применения нетаможенных методов), коллективный (взаимная защита от нескольких стран), отраслевой (защита определенной отрасли) и селективный, то есть защита против конкретного государства. Хорошим примером последнего является игнорирование английских товаров в ходе национально-освободительной борьбы народов Индии.

К современным методам протекционизма причисляют зеленый (использование экологических норм) и местный (активная защита отечественного производителя). Однако местный протекционизм широко применялся еще в Российской Империи, так что ультрасовременным метод назвать сложно.

импортозамещение и протекционизм в экономике россии

Стратегия введения протекционизма

Школа протекционизма в экономике доказывает конкретными примерами, что эта политика приносит положительный эффект. Наибольшая эффективность такой политики в экономике государства достигается при соблюдении следующих требований: сплошное обложение пошлинами всех импортных товаров; отказ от таможенного обложения импортных товаров, производство которых невозможно или нецелесообразно в данном регионе; повышение пошлин и субсидий, единообразие применения импортных и экспортных пошлин по отношению ко всем субъектам хозяйствования.

Протекционизм в России: конкретные примеры из истории

Об импортозамещении и протекционизме в экономике России органы государственной власти впервые задумались еще в 1822 году, после сильнейшего финансового и экономического кризиса начала девятнадцатого века. В дальнейшем предпочтения государственных деятелей несколько раз кардинально менялись в ответ на усиление глобализационных процессов в международной торговле. При этом крайних форм ни протекционизм, ни политика активной свободной торговли в отечественной истории никогда не принимали.

Фридрих Лист стал очевидцем кризисных событий в России тех времен. По его свидетельствам, в 1821 году в национальной экономике наблюдался полный упадок, сельское хозяйство практически отсутствовало, фабрики объявляли себя банкротами, а промышленность простаивала. Такая ситуация привела к разочарованию царского правительства в политике либерализма в торговле между странами. В 1822 году был введен запрет на импорт около 1200 наименований продукции, а также полный запрет ввоза любых металлических изделий, некоторых тканей, сахара.

Политика протекционизма в России сохранялась в 1822-1856 годах. За этот период удалось полностью восстановить и вывести на современные для тех лет позиции текстильную и сахарную отрасли, машиностроение. Производство тканей выросло в тридцать раз, продукции машиностроения стало выпускаться в тридцать три раза больше, а количество заводов возросло с семи до девяноста девяти. В 1830-1860 годах произошел настоящий промышленный переворот, который похож на английскую техническую революцию второй половины восемнадцатого века.

протекционизм в экономике понятие

Некоторые историки считают, что основным фактором, оказавшим воздействие на настолько стремительную индустриализацию, стал именно протекционизм в экономике Российской Империи того периода. Это привело к полнейшему изменению пути развития России. Страна не стала колонией в какой-либо форме (как многие государства Азии, Латинской Америки и Африки), а начала процесс независимого развития.

Применение методов протекционизма в западных странах

Европейские государства перешли к защите внутренних экономик после окончания Великой депрессии, которая пришлась на 1929-1930 годы. В Западной Европе уровень пошлин вырос с 25 % до 40 %, в США — с 37 % до 55 %. Однако это уже не смогло остановить активное падение производства. Быстрый подъем произошел на новом этапе протекционизма в истории западных государств. Экономика США после окончания мировой войны была вне конкуренции, а вот европейским государствам, с разрушенным в ходе военных действий промышленным комплексом, пришлось принимать более жесткие меры.

Показательно, что одновременно с периодом протекционизма в указанных государствах наблюдалось активное улучшение благосостояния, рост промышленности, ВВП. В США в 1940-1969 годах отмечался очень активный рост ВВП (в 3,7 раза). В ФРГ в 1948-1955 годах рост производства составил 600 %, а ежегодный прирост дохода — 12 %. В целом по Западной Европе темпы роста внутреннего валового продукта составляли 8 % для 1950-1970 годов. К шестидесятым безработица снизилась до 1,5 %, а в ФРГ — до 0,8 %. Исключительная роль политики протекционизма в активном росте и улучшении экономики государств Западной Европы признана ведущими экономистами.

протекционизм в экономике это

Несколько аргументов в защиту протекционизма

Что такое протекционизм? В определении этого экономического термина в учебниках для вузов часто указывается, что ожидаемый положительный эффект достигается при введении полного комплекса мер. Политика защиты национальных интересов в экономике нашла множество сторонников и критиков. Несостоятельность аргументов против протекционизма заключается в следующем:

  1. Уменьшение поступлений в бюджет за счет сокращения таможенных пошлин в связи с отказом от ввоза иностранных товаров перекрывается значительным увеличением оплаты с единицы импортного товара и увеличением налоговых отчислений местных производителей. Это отмечал еще Д. И. Меделеев.
  2. Уменьшение доходов местных бюджетов за счет сокращения выплат от фирм, занимающихся ввозом иностранных товаров, перекрывается сумма отчислений отечественных производителей за счет увеличения продаж.
  3. Введение ограничительных мер ведет к введению ответных мер, экономическому и политическому сотрудничеству в договорных процессах.
  4. Сокращение персонала, занятого в фирмах, занимающихся ввозом иностранных товаров, компенсируется значительным увеличением занятости населения у местных производителей.
  5. В связи со снижением благосостояния населения, активно потребляющего импортные товары (за счет увеличения стоимости таких товаров), будет происходить рост других социальных выгод. После прямого распределения между потребителями это приведет к общей выгоде.
  6. Возможное нарастание недовольства в связи с сокращением числа импортных товаров и повышением стоимости имеющихся перекроется ростом уровня жизни трудящихся, занятых у местных производителей.
  7. Усиление монополизма отечественных производителей приведет к развитию новых местных производств. Это способствует снижению цен в долгосрочной перспективе и конкуренции среди отечественных фирм.
протекционизм в экономике это простыми словами

Критика протекционизма: что не нравится в этой модели

Протекционизм — концепция государственного участия в экономике — имеет достаточно противников, которые придерживаются мнения, что фритредерство гораздо полезнее для экономики и развития страны в целом. Важными моментами в спорах против протекционизма являются угроза монополизации и повышение стоимости импортных товаров, от чего могут страдать потребители. Довольно большое число западных экономистов считают, что подобная политика в экономической сфере негативно влияет на благосостояние и экономический рост, а свобода торговли оказывает положительный эффект.

fin-az.ru

это что такое? :: SYL.ru

Все страны применяют некоторые формы контроля за импортом для развития национального производства. Протекционизм – это широкий спектр препятствий, созданных правительством для изменения потока международной торговли. Разнообразие политических инструментов для торговых барьеров, в том числе тарифы, квоты, субсидии, исторически использовались для защиты отечественных, конкурирующих с импортом, отраслей и стимулирования экспорта. В силу экономических и политических причин могут быть использованы государством крайние меры – полное запрещение определенной категории ввозимых товаров.

Определение и сущность

Действия правительства и политика, которые ограничивают или сдерживают международную торговлю, совершаются с целью защиты местных предприятий и рабочих мест от иностранной конкуренции. Для этого используются типичные методы: квоты, субсидии, снижение налогов для местных предприятий. Протекционизм – это умышленная защита внутреннего рынка своей страны от попадания на него товаров иностранного происхождения. Основной задачей такой политики является активизация деятельности национальной экономики и дальнейшая ее защита.

протекционизм это

Цели протекционизма

  • В долгосрочной перспективе обеспечить защиту стратегическим отраслям, которые в случае ущерба нанесли бы непоправимый урон стране (например, сельскому хозяйству).
  • Временно поддержать развитие молодых отраслей отечественной экономики до тех пор, пока они самостоятельно не смогут конкурировать с аналогичными хозяйствами других стран.
  • Осуществить ответные меры при применении подобной политики торговыми партнерами.

История развития

В XVIII в. господствующей и признанной странами Европы доктриной была политика протекционизма. В тот период экономические историки отождествляли протекционизм с меркантилизмом, который был направлен на достижение положительного баланса во внешнеторговом обороте путем системы запретительных мер. Помимо этого, распространялась теория А. Смита, которая шла вразрез с политикой меркантилизма и заключалась в освобождении экономики от государственного регулирования, препятствующего естественному развитию отраслей.

политика протекционизма направлена на

В противовес теории свободной торговли, к концу XVIII в. началась развиваться политика протекционизма, которая ознаменовалась вводом первых тарифов на импортируемые товары в США министром финансов А. Гамильтоном. Вначале XIX в. Франция устроила блокаду Великобритании, после отмены которой английские товары хлынули на рынки европейских стран. Франция защитилась пошлинами, а вот государства Германского союза сделать это не успели. После того как немецкие производители стали неспособными выпускать конкурентоспособную продукцию, экономист Ф. Лист дал теоретическое обоснование необходимости проведения политики протекционизма в странах, начинающих путь индустриального развития.

Получается, протекционизм в истории – это экономическая теория Фридриха Листа и его последователей.

Развитие протекционизма в России

Политика протекционизма направлена на ограждение внутреннего рынка страны от нашествия импортируемых товаров. Первым проявлением подобной политики в России стал Торговый устав второго московского царя династии Романовых – Алексея Михайловича. Суть документа заключается в вводе высокой пошлины на предпринимательскую деятельность иностранцев. По прошению торговых людей в 1667 году было дозволено иностранцам торговать, но при соблюдении условий, прописанных в Новоторговом уставе.

таможенный протекционизм это

Первый отказ от протекционизма произошел в 1857 году, когда Россия ввела либеральный тариф, который снижал пошлины на 30%. Впоследствии экономика страны претерпела кризис, который продолжался до 1880 г. Но уже через 10 лет политика Александра III привела к мощному подъему промышленности благодаря новым таможенным тарифам.

В период правления большевиков внешняя торговля была национализирована и все сделки с импортными товарами производились уполномоченным органом. К тому же валютные операции — покупка золота, платины, иностранной валюты — осуществлялись только Наркомфином. Советский протекционизм – это политика, направленная на монополию внешней торговли, которая была отменена сразу при переходе экономики на свободный рынок.

Современный протекционизм в России

После ликвидации государственной монополии во внешней торговле предприятия получили возможность самостоятельно общаться с зарубежными фирмами и принимать решения. Однако открытие экономики, которое заставило конкурировать отечественные фирмы с иностранными товарами, не стало толчком обновления технологий, улучшения качества и снижения цен/издержек. Так, товарооборот страны упал до 97 млрд. долларов в 1992 году по сравнению с 220 млрд. долларов в 1990 г., что составило 44%. В 1997 году ситуация улучшилась (товарооборот составил 139 млрд. долларов), но не изменилось геоэкономическое положение России.

протекционизм это политика направленная на

Поэтому когда страна теряет позиции в конкурентоспособности, возникают условия для создания и поддержки отраслей с возможностью выпускать товары, способные выдержать соперничество на внутреннем и внешнем рынке. Разумный протекционизм – это необходимая политика для протекции внутреннего производителя с помощью субсидирования капиталовложений от пошлин в слабые отрасли.

Формы защитной политики

Развитие протекционистских тенденций допускает выделение нескольких форм защитной политики государства.

1. По объекту защиты выделяют:

  • Селективный метод – направлен на защиту определенного товара и/или от конкретного государства.
  • Коллективный метод – проведение протекционизма объединенными странами в отношении государств, не входящих в этот союз.
  • Отраслевой метод – устанавливает защиту отрасли.
  • Скрытый протекционизм – это форма защиты народного хозяйства нетарифными методами.

2. По направлению мер:

  • Стимулирующий (экспортный).
  • Ограничительный (импортный).

3. По характеру инструментов:

  • Тарифный.
  • Нетарифный.
  • Смешанный.

Инструменты протекционизма

Инструменты международной торговли относительно государственного регулирования делятся на тарифные (с использование таможенной пошлины) и нетарифные (все остальные).

протекционизм в экономике это

Тарифы – денежные обязательства, возлагаемые на производителей импортируемых и экспортируемых товаров при пересечении границы. Отсюда пошло такое определение, как таможенный протекционизм – это курс государства, направленный на взимание высокого размера пошлин с ввозимых иностранных товаров на внутренний рынок. При использовании тарифной политики существует ряд проблем, одна из которых — нахождение оптимального уровня таможенной пошлины. Ведь завысив этот показатель, можно перекрыть импорт. В настоящее время в России средний уровень тарифа – 11%.

Наиболее популярным инструментом в развитых странах является нетарифное регулирование внешней торговли, инструменты которого условно можно разделить на 3 вида: финансовые, количественные и технические.

Нетарифные методы

Существует более полусотни способов нетарифного регулирования.

1. Количественные методы:

  • Квотирование – лимитированное количество товаров на экспорт и импорт.
  • Лицензирование – выдача государством разрешений на ввоз/вывоз товаров в определенном количестве и за конкретный период.
  • Добровольное ограничение экспорта – договоренность между двумя странами об ограничении объема экспорта.

2. Технический (скрытый) протекционизм в экономике – это барьеры нетаможенного характера, устанавливаемые органами государственной и местной власти в отношениях торговли.

  • Внутренние налоги, сборы – платежи, взимаемые с импортного товара, тем самым уменьшающие их конкурентоспособность.
  • Технические барьеры – требования, выдвигаемые к ввозимым товарам по соответствию национальным стандартам.
  • Политика государственных закупок – проведение тендеров в пользу выбора товаров национального производства, даже если их стоимость выше импортных аналогов.
  • Требование к наращиванию национального продукта с целью дальнейшего замещения подобного импортируемого.

3. Финансовые методы:

  • Субсидия – денежная помощь, выделяемая государством для развития национальных производителей, которая побочно дискриминирует импорт.
  • Экспортное кредитование – финансовая поддержка национальных фирм для производства и сбыта товаров за пределы страны.
  • Демпинг – товаропродвижение на внешний рынок путем занижения экспортных цен. Данный метод запрещен правилами международной торговли.

Нетарифные методы протекционизма – это способы внешнеэкономического регулирования деятельности государства, отличные по инструментам торговой политики от таможенно-тарифного воздействия.

Государственный протекционизм

Национальная экономика, которая охватывает народное хозяйство страны, является субъектом международных отношений, конкурирующим с подобными субъектами в сфере устойчивости, самостоятельности и динамики развития. Представителем национальной экономики является государство.

политика протекционизма это экономическая политика

Исходя из этого, государственный протекционизм – это защита национальных экономических интересов, возникающих при взаимоотношениях государства, с одной стороны, с внутренними хозяйствующими субъектами, и внешними агентами – с другой. Цель — создание благоприятных условий для национального воспроизводства, улучшение и укрепление позиций государства в мировой системе экономики, обеспечение самостоятельного экономического развития.

Политика протекционизма – это экономическая политика государства, обращенная на реализацию национальных интересов.

Преимущества

Что лучше — свободная торговля, которая развивается самостоятельно (без вмешательства сторонних сил) и выявляет отрасли, способные конкурировать, или политика протекционизма?

Преимущества политики протекционизма:

  • Борьба с безработицей. При потреблении недорогих импортных товаров отпадает необходимость что-то производить, как следствие, происходит сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и, соответственно, выплат из бюджета, что сказывается на снижении уровня жизни.
  • Пошлины, сборы, налоги – дополнительные источники наполнения бюджета.
  • Помощь в развитии и становлении новой отрасли, динамично развивающейся в других странах. Временный недостаток – более высокие цены на внутреннем рынке для поддержания отечественного производителя.
  • Обеспечение национальной безопасности.

Недостатки

Существуют и недостатки политики протекционизма:

  • Возможность развития внутренних монополий.
  • Торможение экономического роста, когда государство перераспределяет ресурсы с результативных производств в пользу недостаточно эффективных для удовлетворения потребностей на внутреннем рынке.
  • Повышение цен из-за тарифов на импортную продукцию и возможность образования национальной монополии, которая заинтересована в высоких ценах.
  • Торговые войны.
нетарифные методы протекционизма это

В любом случае, правильно выстроенная политика протекционизма направлена на развитие отечественной отрасли с высокой производительностью и низкими для своей страны ценами.

www.syl.ru

Что такое Протекционизм в экономической политике

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

Что такое Протекционизм?

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом , а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Что такое Протекционизм?

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме олигархов — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.

adne.info

Протекционизм. Аргументы «за» и «против»

Протекционизм — политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Сторонники протекционизма критикуют доктрину свободной торговли с позиций роста национального производства, занятости населения и улучшения демографических показателей. Оппоненты протекционизма критикуют его с позиций свободы предпринимательства и защиты прав потребителей.

В условиях усиливающегося процесса мировой глобализации исключительно важной становится задача по выработке адекватной политики протекционизма в целях повышения конкурентоспособности российских товаров на международном и национальном рынках. Активизация государственной политики в определенных сферах позволит отечественным предприятиям быстрее и эффективнее адаптироваться к посткризисным условиям развития глобальной экономики.

Цель работы — выяснить, нужна ли политика протекционизма, больше ли плюсов или минусов в ее проведении.

Итак, сторонники и противники протекционизма используют целый ряд аргументов, которые нельзя рассмотреть просто в количественной выгоде. Они требуют особого рассмотрения.

Например, стимулирование экономики и увеличение занятости. Конечно, сторонники протекционизма утверждают, что ограничение импорта необходимо. Во-первых, чтобы поддерживать отечественных производителей, сохранить рабочие места и тем самым обеспечить социальную стабильность. Во-вторых, сокращение импорта увеличивает совокупный спрос в стране и тем самым стимулирует рост производства и занятости. В принципе, любому человеку это покажется эффективным! Однако существо проблемы заключается в том, что отечественное производство нуждается в защите в силу своей недостаточной эффективности. И именно политика протекционизма, ограничивая конкуренцию, создает условия для сохранения такого положения. Однако хотя импорт и сокращает занятость в импортозаменяющих отраслях, но одновременно он создает и новую занятость (например, закупки, продажи, обслуживание импортной продукции). И, наконец, государство же может обеспечить поддержку отечественных производителей и более эффективными методами, чем тарифные (таможенные пошлины и квоты), с меньшими потерями для благосостояния общества. Можно вводить субсидии, уменьшение налогов для отечественных производителей (и другие нетарифные методы регулирования). Пример данной политики государства представлен на рис. 1.:

Описание: C:\Documents and Settings\1\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\Новый рисунок.png

Рис.1. Последствия субсидирования отечественного производителя.

На рис. 1. показаны в сравнении последствия установления таможенного тарифа и предоставления эквивалентной субсидии производителям. Если сохраняется режим свободной внешней торговли и производители получают субсидию, то увеличение отечественного производства достигается без повышения цен, и, следовательно, потребители потерь не несут. Выигрыш производителей составит область (c + d), а затраты государства на субсидию — область (a + b)=(b + c + d). Таким образом, общие потери от предоставления субсидии составят область b, тогда как потери от введения тарифа больше и составляют область (b + e).

Получается, что данный аргумент ярко выражен «против» политики протекционизма.

Следующий аргумент — это защита молодых отраслей (отраслевой протекционизм). Достаточно часто можно встретить, что протекционизм необходим как временная мера для того, чтобы нарождающиеся перспективные отрасли промышленности, в которых пока высок уровень издержек, смогли сформироваться и укрепить свои позиции. По мере становления этих отраслей и повышения их эффективности уровень протекционистской защиты может снижаться. Особенно часто этот аргумент приводится применительно к развивающимся странам. Однако, во-первых, достаточно трудно точно определить, какая именно отрасль является действительно перспективной с точки зрения формирования новых сравнительных преимуществ страны. Во-вторых, протекционизм в отношении молодых отраслей в значительной степени снижает стимулы к повышению их эффективности, и в результате период становления может затянуться на неопределенно долгое время. Наконец, в-третьих, и в случае с молодыми отраслями предоставление субсидий или других льгот оказывается более эффективным средством поддержки, чем внешнеторговый протекционизм.

Таким образом, и второй аргумент является «против» протекционизма. Более того, выдвижение подобных предложений в пользу протекционизма говорит о том, что государство просто не хочет разрабатывать проекты, вводить новые законы, заботиться о своих отраслях. Конечно, гораздо проще ввести пошлины на импорт, экспорт, чем вводить субсидии.

Следующий аргумент — увеличение доходов государственного бюджета. Во многих случаях государство проводит политику протекционизма, потому что нуждается в дополнительных доходах для покрытия дефицита государственного бюджета. Особенно популярным этот аргумент является в тех странах, где нормальная налоговая система находится в стадии становления и существуют значительные трудности со сбором внутренних налогов. Опять же, таможенную пошлину организационно собрать гораздо легче, чем, например, налог на прибыль. Однако поступления в бюджет в этом случае сильно зависят от степени эластичности спроса на импорт по цене, и при достаточно высокой эластичности доходы государства возрастут не при усилении, а при ослаблении протекционизма.

Получается, что данный аргумент тоже в большей степени идет «против» протекционистской политики государства.

Следующий аргумент — обеспечение экономической безопасности и обороноспособности страны. Этот аргумент в отношении отраслей, выпускающих стратегическую и военную продукцию, носит не экономический, а скорее военно-политический характер. Утверждается, что чрезмерная зависимость страны от импорта может поставить страну в уязвимое положение в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Однако и этот на первый взгляд справедливый аргумент требует тщательного конкретного анализа. В частности, серьезные затруднения может вызвать само определение отраслей, необходимых для обеспечения национальной безопасности: к ним может быть отнесено производство вооружений, продуктов питания, компьютеров, одежды, автомобилей, энергоносителей и многое другое. Трудно назвать такую отрасль, которая не вносила бы свой вклад в обеспечение безопасности страны. Кроме того, стимулирование с помощью протекционизма производства стратегических невозобновляемых ресурсов (например, газа и нефти) может создать зависимость от импортных поставок в будущем (особенно для стран с малым запасом ресурсов). Целесообразнее создавать стратегические запасы этой продукции по более низким ценам мирового рынка, а не делать ее более дорогой, вводя ограничения на внешнюю торговлю. Наконец, и стратегические отрасли можно защищать более эффективным, чем внешнеторговый протекционизм, способом (все те же субсидии).

Таким образом, данный аргумент в большей степени «против» политики протекционизма. Но, наверное, только для развитых стран. А вот для развивающихся и отсталых, может быть, и «за».

В целом, принято выделять следующие плюсы и минусы протекционизма (табл.1):

Таблица 1

Плюсы и минусы протекционизма

Плюсы

Минусы

·                    Уравновешивает торговый баланс

·                    Защищает от демпинга (продажа товаров по искусственно заниженным ценам)

·                    Защищает молодые отрасли

·                    Стимулирует рост производства

·                    Падает эффективность производства

·                    Растут цены, уменьшается выбор товаров

·                    Не используются преимущества международного разделения труда

·                    Подрываются возможности экспорта

Большинство этих плюсов и минусов являются не бесспорными. В аргументах уже было сказано, что защиту молодых отраслей можно оказывать через субсидии и льготы, что на самом деле эффективнее. Но именно такое разделение дают в современных учебных пособиях по экономическому анализу.

Подводя итог, можно сказать, что в условиях включения России в мирохозяйственные процессы регулирующая функция государства приобретает особое значение для решения задач, связанных с формированием конкурентной среды, со структурной перестройкой, созданием условий для экономического роста и повышением конкурентоспособности национальной экономики.

Таким образом, аргументы в пользу протекционизма являются, по меньшей мере, не бесспорными, они нуждаются в тщательной проверке, и во многих случаях можно найти более эффективные средства достижения тех же целей. Вместе с тем, кроме неизбежных потерь благосостояния протекционизм может порождать и некоторые дополнительные отрицательные последствия для страны.

Например, обострение межгосударственных противоречий. Вряд ли можно ожидать, что политика протекционизма, проводимая одной страной, не вызовет ответных мер со стороны ее торговых партнеров. Экономические противоречия между странами могут обостриться до такой степени, что начнутся настоящие торговые войны, которые будут иметь очень серьезные отрицательные последствия для всех вовлеченных в них сторон. Такие торговые войны неоднократно вспыхивали, например, между Японией и США, т. к. сегодня японские автомобили и электроника дешевле и выше по качеству, чем американские.

В ходе анализа стало ясно, что у политики полного протекционизма минусов, несомненно, больше. А практически все плюсы можно заменить не менее эффективными методами. Конечно, развивающиеся и отсталые страны могут себе позволить в незначительной мере данную политику. Потому что они не в состоянии по-другому защищать свои отрасли производства. Не стоит забывать, что становление большинства высокоразвитых стран произошло именно благодаря протекционизму. Да и в настоящее время государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики. Но! Страны с развитой экономикой просто обязаны свести данную политику к минимуму. А именно оставить только важнейшие направления в настоящее время: повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер, т. е. защита не внутреннего производства в целом, а отдельных отраслей или товаров. И только тогда все средства достижения тех или иных целей государства будут проходить с меньшими потерями для общественного состояния.

Литература:

1.                  Чепурин М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. — Киров: «АСА», 2010.

2.                  Вечканов Г. С., Вечканова Г. Р. Макроэкономика: Учебник для вузов. — СПб.: «Питер», 2011.

3.                  Лобачева Е.Н Экономическая теория. — М.: «Юрайт», 2012.

4.                  Буров М. П. Основы национальной экономики. — М.: Экономика, 2013.

5.                  Кушлин В. И. Государственное регулирование экономики. Учебник. — М.: ГУ ВШЭ, 2013.

Основные термины (генерируются автоматически): политик протекционизма, аргумент, отрасль, глобальная экономика, государственный бюджет, защита молодых отраслей, внешнеторговый протекционизм, национальное производство, отечественное производство, национальная экономика.

moluch.ru

Россия продолжит политику протекционизма в аграрном секторе

темы

Россия обеспечит эффективную защиту своих сельхозпроизводителей, но в рамках норм ВТО, сказал вчера президент РФ Владимир Путин. К сожалению, не все отрасли аграрного сектора ощущают эффективность господдержки.

Россия продолжит политику протекционизма в аграрном секторефото: pixabay.com

По примеру некоторых стран российское государство будут использовать все доступные инструменты для защиты отечественных производителей сельхозпродукции, но не нарушая требований ВТО, заявил в понедельник президент РФ Владимир Путин в ходе Всероссийского форума сельхозпроизводителей.

«Несмотря на все внешние признаки исполнения требований ВТО, на самом деле очень большой набор инструментов в развитых экономиках применяется для поддержки их собственных товаропроизводителей. И мы будем делать это и в будущем, не нарушая принципов и требований Всемирной торговой организации сказал», — сказал Путин.

По мнению главы российского государства, будущие меры будут способствовать дальнейшему росту отечественного производства, хотя и предыдущая государственная поддержка показала себя эффективной.

Господдержка была и будет эффективной

По словам президента России, эффективной господдержке сельхозпроизводителей помогли санкции, в ответ на которые Москва ввела продовольственное эмбарго на продукции из ряда стран. Кроме санкций успеху сельского хозяйства способствовало становление отрасли до 2014 года. Если бы санкции появились раньше, то отечественные аграрии не были бы готовы воспользоваться представившимися возможностями.

«Если все это происходило бы не в 2014 году, а в 2000-м, было бы невозможно, наверное, добиться таких результатов. Потому что у нас не было создано в 2000 году необходимых условий для развития — не было собственных сельхозпроизводителей, которые уже силенок поднакопили, не было собственного современного аграрного производства, которое было бы конкурентоспособным. А к 2014 году все это появилось… Ну вот, они повели себя соответствующим образом с этими санкциями и дали нам шанс оказать содействие на внутреннем рынке своим сельхозпроизводителям. Как мы видим, наше сельское хозяйство использовало эту возможность, причем использовало очень эффективно», — отметил президент РФ.

Защита российского производства, возможно, скоро создаст сложности для иностранных поставщиков сельхозпродукции.

«Что будет происходить дальше? Вот возьмите те же томаты. Ведь турецкие партнеры прекрасно понимают, что у нас сейчас собственное производство раскрутится, и потом им сложно будет. Потому что все, что произведено на территории России, всегда будет дешевле, если по качеству и по применяемым технологиям оно ничем не будет уступать. Здесь дешевле, потому что здесь ближе до рынка, до потребителя, не нужно вести через море», — сказал президент РФ.

Так как в России, кроме близости рынка, целый ряд издержек производства ниже, «это касается всех компонентов, и налоговых, и энергетических и так далее», то уже в ближайшем будущем многие аграрные отрасли наберут недостижимые для конкурентов обороты.

«Ну вот, скажем, если мы говорим про мясное животноводство, про крупный рогатый скот, если они наберут обороты, потом конкурировать с этим внутри России будет практически невозможно», — пояснил глава государства.

Протекционизм Запада

ВТО стагнирует уже много лет в отношении переговоров развитых стран и развивающихся по сельскому хозяйству. Протекционизм Запада — главная причина их безуспешности.

«Там, во-первых, очень большая прямая и скрытая поддержка сельхозпроизводителей. Все споры в рамках Всемирной торговой организации (ВТО), они же в основном вокруг сельского хозяйства крутятся. И в чем они заключаются? В том, что страны с развитой экономикой, они никак не хотят услышать страны с развивающейся экономикой, и создают такие условия, которые генерируют каждый год нищету на мировом рынке среди производителей сельхозпродукции, прежде всего», — сказал Путин.

В результате сложилась тупиковая ситуация, когда вместо доступа на рынок странам с развивающейся экономикой приходится получать помощь от международных организаций.

«А потом (страны Запада) готовы выдавать им помощь через всякие институты ООН вместо того, чтобы оказать содействие в развитии их сельхозпроизводства и вместо того, чтобы ограничить скрытую и открытую поддержку своего собственного сельского хозяйства… Это же вот главная причина того, что все переговоры в рамках ВТО стагнируют уже много-много лет, зашли в тупик, по сути «, — объяснил международную обстановку Владимир Путин.

Напомним некоторые факты

Самообеспеченность России по томатам, по данным Минсельхоза РФ составляет 220%. В целом по овощам и фруктам почти 95% по сравнению с 20% в Германии.

ЕС недавно подал жалобу в ВТО, требуя компенсации убытков в размере €1,4 млрд, которые возникли из-за запрета Россией ввоза свинины из Европы (не в рамках ответных санкций, а из-за африканской чумы свиней).

Стоит напомнить несколько основных проблем аграрного сектора России, которые следует преодолеть, вне контекста взаимоотношений с другими странами в рамках ВТО. Они, к сожалению, проявились ярче на фоне несомненных успехов, таких как рекордный урожай и экспорт зерновых в 2017 году:

  • Нет достаточных мощностей по хранению плодово-овощной продукции, что обеспечивает недопустимую сезонность на продовольственном рынке. В зимний период самообеспеченность радикально падает, как отмечала Счётная палата РФ.
  • Стратегическое планирование в отрасли, по крайней мере на региональном уровне, остается слабым. Например, на фоне рекордного урожая зерновых в 2017 году возникли значительные проблемы с реализацией зерновых по всей стране. Ситуация с другими культурами тоже не всегда оптимистична, как в случае с сахарной промышленностью Татарстана.
  • Преобладание мер прямого субсидирования сельского хозяйства в ущерб бюджетным ассигнованиям на общественные блага, таких как консультативные услуги для фермеров, сельскохозяйственное образование, ветеринария и гигиена сельскохозяйственных животных, научные исследования и разработки и т.д.
  • Пренебрежение неценовыми методами ведения конкурентной борьбы. Производители надеются на прямую господдержку в ущерб, например, маркетингу и рекламе продукции.

Но не стоит полагаться только на мнение редакции SULARU, есть много экспертов, которые высказывают своё видение ключевых сложностей и путей их преодоления.

Дадим слово экспертам

1-2 марта 2018 года при поддержке Минсельхоза РФ в Белокурихе (город-курорт федерального значения в Алтайском крае РФ) прошла Зимняя зерновая конференция, отчет о которой представило издание Altapress в статье «Эксперты: почему рекордный экспорт не принес облегчения ни крестьянам, ни мукомолам».

В 2017 году собран рекордный за всю свою историю урожай зерновых — 135,4 млн тонн. В том числе 85,9 млн тонн пшеницы, по данным Росстата. Экспорт также бьёт рекорды. 27 млн тонн пшеницы уже вывезено. Более того, подписаны договоры на экспорт 35 млн тонн пшеницы, привела данные Наталья Меркушева, экономист отдела торговли и рынков Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН.

Плоды рекордного экспорта пожинает пока кто угодно, только не аграрии и мукомолы, констатировало алтайское издание, цитируя ряд экспертов.

«Маржинальная прибыль мукомолов в этом году упала до минимального уровня уже в феврале, обычно пик падения приходится на апрель. На внутреннем рынке крайне нездоровые явления», — сказал гендиректор «Института конъюнктуры аграрного рынка» Дмитрий Рылько.

Западносибирская мука неконкурентоспособна по качеству. И чтобы ее вытолкнуть, цены снижаются. «Просадка» маржи, по словам Рылько, имеет место и на сельхозпредприятиях: доходность снижается, приближаясь к объему получаемых хозяйствами бюджетных субсидий.

Давление на цены также оказывают растущие пять сезонов подряд запасы зерна, добавляет Владимир Петриченко, гендиректор компании «ПроЗерно». Но запасы зерновых растут не только в России, а и во всём мире, уточнила представитель ООН.

«В России рекордные запасы. И это вдвойне плохо, потому что такая же ситуация и во всех других странах: мировые запасы пшеницы сейчас составляют 270 млн тонн, это на 9% выше 2017 года», — сказала Наталья Меркушева.

Не было своей печали, но конкуренты подкачали

Российские производители надеются на изменение мирового тренда. По словам Владимира Петриченко, в 2018 году Россия соберет меньший урожай, чем в 2017-м: 116 млн тонн зерновых и зернобобовых. Пшеницы — 69–70 млн. Меньше будет и мировой урожай пшеницы.

«Если потребление пшеницы в мире сохранится, произойдет перелом этого неприятного тренда — роста запасов», — рассуждает Петриченко.

Ряд стран уже сокращают посевы пшеницы: ведь низкие цены на нее — общемировое явление. Быстро отреагировали на рыночные сигналы американские фермеры — сев пшеницы в США на уровне 100-летней давности. Логика проста — увеличить посевы более рентабельных культур.

«Главная задача Минсельхоза США — прогнозировать урожай и рекомендовать своим фермерам, что сеять. Минсельхоз говорит: в следующем году урожай пшеницы ожидается такой-то, мы не рекомендуем ее сеять, принимайте решение», — рассказал Евгений Ган, президент Союза зернопереработчиков Казахстана.

Он же рассказал, что Казахстан взял курс на замену пшеницы еще в 2009 году. Задача — довести ее долю с 70 до 46%. Поля под пшеницей к настоящему моменту сократили на 3,6 млн гектаров.

Стоит заметить, что Минсельхоз России также рекомендует обращать внимание на другие культуры. Так глава министерства Александр Ткачёв рекомендовал в 2018 году выращивать рапс и сою.

ОПЕК аграриям не пример

Российские аграрии пока на цены гибко не реагируют. И пример эффективного влияния скоординированных действий в рамках соглашения ОПЕК+ им не доказательство. Пшеницы в 2018 году посеют меньше, но сокращение будет небольшим. А в Ростовской и Волгоградской областях площади под озимыми увеличили.

Сокращения посевов гречихи в Алтайском крае, несмотря на обвал цен, также не планируется: они уменьшатся с 750 тыс. гектаров в 2017 году лишь до 720 тыс. в 2018-м.

«К концу сезона на Алтае останутся серьезные запасы, которыми можно спокойно всю Россию кормить», — уточнил Дмитрий Рылько.

Резюмируем

Поддержка государством сельхозпроизводителей – это, наверное, хорошо. Но протекционизм в долгосрочной перспективе приводит к деградации конкурентоспособности.

Избавляться от излишков продукции на рынке пока тоже получается не очень эффективно. И мировая конъюнктура не способствует росту маржинальности отечественного аграрного сектора.

Возможно, стоит всё-таки обратить внимание на тот факт, что протекционизм и однобокое стимулирование уже даёт негативные сигналы. Лучшей иллюстрацией является высказывание гендиректора «Алтайской продовольственной компании» Александра Балакова.

«Запасы есть. Главный вопрос, как нам сейчас ими распорядиться: продавать в убыток, чтобы посеять, или держать… Могу привести десятки примеров: Алейский район — 10 хозяйств закрылось, Волчихинский — шесть. В Михайловском — два крупнейших хозяйства, это четверть площадей в районе, и я не знаю, будут ли они засеяны или нет. Меня это пугает», — сказал он.

И ведь всем очевидно, судя по словам экспертов, что необходимо стимулировать развитие инфраструктуры, научных знаний, глубокой переработки сырья и экономического образования, но пока фокус смещён на прямое госсубсидирование с дальнейшим усилением мер защиты российских аграриев.

Остается только один вопрос – как скоро желание рекордных урожаев сменится регулярным планированием на пользу всей стране.

Рубрики: ЭкономикаМатчасть

www.sularu.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о