Промышленные районы россии – : :

Содержание

описание, специализация и состав :: BusinessMan.ru

Российская федерация – огромное государство с разными по уровню своего экономического развития и специализации районами. В результате произошло историческое районирование территории России. Экономические районы РФ представлены 12 субъектами, которые различаются по специализации развития, национальным признакам и административному устройству.

экономические районы РФ

Основы экономического районирования

Разделение целой территории на отдельно взятые районы проводится с целью разделения труда и удобством сообщения между ними. Таким образом, субъекты РФ по экономическим районам делятся не просто так, а исходя из определенных хозяйственных или иных моментов, позволяющих улучшить экономическую ситуацию и специализировать отдельно взятые регионы по конкретным отраслям производства.

Принципы районирования

В настоящее время существует три основных принципа районирования территории России:

1.Экономический. Данное разделение специализирует отдельные части государства по принципам народного хозяйства. Исходя из экономических соображений, этот способ приводит к снижению затрат труда, а также других средств производства. При этом производство внутри взятого экономического района должно быть эффективнее, чем за его пределами, собственно для этого и производится специализация экономических районов РФ.

2.Национальный. Границы экономических районов РФ при этом очерчиваются исходя из национального состава и исторически сложившихся форм хозяйствования.

3. Административный. Этот принцип определяет единение территориальное устройство государства и экономическое районирование.

Выше перечисленные принципы районирования на сегодняшний день являются основополагающими в теории и практике экономической науки в области районирования.

состав экономических районов РФ

Северный

Основные экономические районы РФ имеют огромное значение не только для государства, но и для всего СНГ и части Европы. В этом плане показателен Северный район. Он является самым крупным по площади, в тоже самое время природные условия здесь очень сложные, а местами даже экстремальные. Район богат ресурсами, такими, как нефть, уголь, газ, металлы, богат на лес и водные ресурсы. Развито лесное машиностроение, судостроение, рыбная промышленность. Более развитым центром района является Вологодская область с ее молочным скотом и, следовательно, производством сыров и масла. Большое значение играют порты Архангельск и Мурманск. Необходимо отметить, что район малозаселен и большая часть населения сосредоточена в крупных городах.

Центральный

Самый старый район РФ. Именно отсюда пошла наша государственность. Уже в XIX веке он выделялся высокой степенью развития текстильной пром-ти. Высокая степень количества населения и в тоже время малое количество природных ресурсов вынудило развивать здесь «нересурсное» производство. Центральный экономический район РФ является местом развития машиностроения широкого профиля, химической и легкой промышленности. Т.к. это «столичный регион», именно здесь появляется большинство новых открытий и изобретений на территории страны и уже потом распространяются по остальным районам. Важное значение имеет Москва, как центральный транспортный узел в масштабах всего континента и особенно для СНГ и Восточной и Центральной Европы.

субъекты РФ по экономическим районам

Волго-Вятский

Этот район можно назвать переходным от центра к Уралу и Поволжью. Район беден в отношении минеральных ресурсов, но богат лесом и водными запасами. Здесь развито машиностроение и станкостроение, автомобилестроение и электротехника. Химическая промышленность в основном выполняет роль переработки Волго-Уральской нефти и лесохимии. Основу же индустриального развития составляет лесная промышленность, где сосредоточена как добыча, так и переработка леса с полным его комплексом. Здесь находится третий по индустриальному потенциалу центр РФ – Нижний Новгород.

Северо-Западный

Экономические районы РФ сильно друг от друга зависят – одни от сырья соседних регионов, другие от ее переработки, третьи от транспортировки. Санкт-Петербург, расположенный в Северо-Западном экономическом районе играет огромную роль, как транспортный узел соединяющий Россию с другими государствами. Следует отметить, что основу экономического потенциала представляет агломерация Северной столицы. Здесь развивается микробиология, химическая промышленность, металлургия, легкая промышленность. В этом районе развито судостроение широкого профиля от пассажирских судов до атомных ледоколов и танкеров, машиностроение, вагоностроение, тракторостроение и др. В сельском хозяйстве ярко выражена внутрирайонная ориентация в молочно-мясном животноводстве.

Центральный экономический район РФ

Центрально-Черноземный

Индустриально-аграрный район. Основными формами экономического развития является машиностроение, станкостроение, металлургия, приборостроение. Имеется полный спектр производства сельскохозяйственной продукции, как земледельческой, так и животноводческой. В этом районе располагается один из самых крупнейших в мире железорудных бассейнов – КМА (Курская магнитная аномалия).

Поволжский район

Экономические районы РФ неоднородны, как по экономическому потенциалу, так и по территории. Поволжский район имеет отличительную черту – значительную вытянутость с севера на юг и сосредоточение в долине Волги. В результате, если на севере развивается лесная промышленность, то юг района занят полупустынями. Поволжье – один из самых развитых экономических районов России – машиностроение (Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны), химическая промышленность, станкостроение, производство оборудования. Большое скопление ресурсов, таких как нефть, газ, химическое сырье, агроклиматические ресурсы, поваренная соль. По реке Волге имеется выход к Каспию, а оттуда в Северо-Кавказский экономический район.

границы экономических районов РФ

Северо-Кавказский

В районе сконцентрировано разнообразие природных ресурсов, таких как газ, нефть, уголь, цветные металлы, сырье для строительных материалов и промышленности. В промышленности наблюдается преобладание добывающих и перерабатывающих отраслей, машиностроение в этом плане уступает, хотя здесь тоже имеются крупные центры, такие как Ростов-на-Дону, Таганрог, Пятигорск. Сильно развито товарное сельское хозяйство – рис, виноградарство, табаководство, овощеводство и др. Самый развитый район России по уровню курортного туризма.

Уральский

Некоторые экономические районы РФ сыграли огромную историческую роль для становления хозяйственности страны. В этом плане Уральский район является одним из таковых. Этот регион располагается на стыке Центра и Сибири, Западной и Восточной экономических зон. Район ресурсный, здесь имеется залежи железной руды, цветных металлов, соли, нефти, газа, угля, север богат лесом. Развита тяжелое машиностроение, цветная металлургия, лесная и химическая промышленность.

экономические районы федеральные округа РФ

Восточная экономическая зона

Состав экономических районов РФ Востока представляет собой 3 района: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. К общим чертам этих районов можно отнести обширную территорию с малым количеством населения; суровость природных условий, создающих трудности в освоении; большее значение водного и воздушного транспорта, на юге – железнодорожного; контрастность территории производства и его «сдвинутость» на юг; непомерный ресурсный потенциал, при этом его использование сегодня находится на сравнительно низком уровне.

Западно-Сибирский район является крупнейшим ресурсным центром, в особенности по уровню топливных ресурсов. Весь район по специализации хозяйства можно разделить на три составляющих части: «нефтяной центр», «угольно-машиностроительный и зерновой юг», «газовый север».

Восточно-Сибирский район.

Основой экономического развития является выработка электроэнергии через ГЭС и тепловые предприятия, работающие на дешевом угле. Регион богат графитом, лесом, слюдой, асбестом. Выделяется т.н. «недоиспользованность» ресурсов по отношению к их использованию.

Дальневосточный район. Ведущими отраслями экономического развития здесь является горнодобывающая промышленность, следует подчеркнуть добычу алмазов в Якутии и золота; металлургия; машиностроение; рыбная и лесная промышленность; здесь расположены самые крупные порты РФ на Тихом океане – Южно-Сахалинск, Находка, Владивосток.

Экономические районы, федеральные округа РФ в Восточной экономической зоне имеют огромную территорию, при низкой численности населения, вероятно, это и есть причина низкого уровня использования богатейших ресурсов Зауралья.

специализация экономических районов РФ

Калининградская область

В результате своей удаленности от остальных регионов РФ представляет отдельную хозяйственную ячейку. Экономика этого района напрямую связана с морем – Калининград является крупным торгово-промышленным центром России. Помимо торговли здесь обнаружены запасы природного газа, нефти, каменной соли. Производится добыча янтаря, бурого угля, строительного сырья, торфа. Основой рынка является добыча и переработка рыбы, янтарная, целлюлозно-бумажная, машиностроительная промышленность.

основные экономические районы РФ

Экономические районы РФ помимо 11 основных и 1 области, состоят из двух самоуправляющихся городов – Санкт-Петербурга и Москвы. Значимость каждого экономического района для общего хозяйствования страны очень велико. Каждый регион специализирован либо на добыче, либо на переработке сырья. Впрочем, сегодня еще наблюдаются значительные проблемы по уровню и качеству использования природных ресурсов отдельно взятых районов страны.

businessman.ru

Российская промышленность — основные отрасли

О промышленности России

В настоящее время промышленность России включает следующие конкурентоспособные отрасли: нефтяная и газовая, добыча, переработка драгоценных камней и металлов, самолетостроение, ракетно-космическое производство, атомная промышленность, производство вооружения и военной техники, электротехника, целлюлозно-бумажная промышленность, автомобильная промышленность, транспортное, дорожное и с.-х. машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

Машиностроительный комплекс

Машиностроение является ведущей отраслью России и сосредоточено в крупных центрах — Москве, Санкт-Петербурге, на Урале, в Поволжье, Западной Сибири. Оно обеспечивает различным оборудованием и машинами все отрасли экономики. Далее…

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность России играет большую роль в развитии всего народного хозяйства. В составе химической промышленности выделяют добычу горно-химического сырья (апатитов и фосфоритов, поваренной и калийной солей, серы и ряда других продуктов), основную химию и химию органического синтеза. Далее…

Топливно-энергетический комплекс

Топливно-энергетический комплекс, снабжает топливом и электроэнергией все отрасли обеспечивает развитие хозяйства. Продукция ТЭК в настоящее время — основная статья экспорта России. Далее…

Металлургический комплекс

Металлургический комплекс России включает в себя добычу руд металлов, их обогащение, выплавку металла, производство проката. Эта отрасль промышленности включает в себя чёрную и цветную металлургию. Далее…

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс Российской Федерации включает отрасли, специализирующиеся на производстве сельхозпродукции, ее переработке и хранении, а также обеспечивающие сельское хозяйство и перерабатывающую промышленность средствами производства. Далее…

www.advantour.com

Промышленное развитие и промышленные районы в пореформенное время у русских

По уровню промышленного производства дореволюционная Россия намного отставала от передовых капиталистических стран. В 1913 г. в общей валовой продукции народного хозяйства на долю промышленности приходилось две пятых. При общем низком уровне развития промышленности преобладала текстильная и пищевая промышленность. Только около одной трети промышленной продукции приходилось на долю отраслей, производящих средства производства. В 1913 г. машиностроение дало продукции почти в четыре раза меньше, чем текстильная, и в шесть раз меньше, чем пищевая промышленность. Решающие отрасли промышленности были в руках иностранного капитала.

О слабости промышленного развития дореволюционной России свидетельствуют данные об ее внешней торговли — вывозились хлеб, лес, лен, ввозились машины, промышленные полуфабрикаты и готовые изделия. Несмотря на свою отсталость, промышленность дореволюционной России отличалась высокой концентрацией, более высокой, чем в Германии, Англии и даже США. На предприятиях с числом рабочих свыше 500 человек работало 54% всех рабочих, тогда как в США на предприятиях такого масштаба было занято 33% от всех рабочих. Это имело большое значение для развития революционного движения в стране.

Уровень промышленного развития отдельных национальных районов царской России был очень различен. Некоторые из них по своему развитию были впереди многих коренных русских районов, например Прибалтика, украинский Донбасс, Приднепровье и др. Промышленность развивалась там под воздействием и влиянием иностранного капитала. На некоторых же национальных окраинах господствовали еще патриархальнородовые отношения.

В своей работе «Развитие капитализма в России» В. И. Ленин писал, что «развитие капитализма вглубь в старой, издавна заселенной, территории задерживается вследствие колонизации окраин. Разрешение свойственных капитализму и порождаемых им противоречий временно отсрочивается вследствие того, что капитализм легко может развиваться вширь. Напр., одновременное существование самых передовых форм промышленности и полусредневековых форм земледелия представляет из себя, несомненно, противоречие»1. И далее он пишет: «Но возможность искать и находить рынок в колонизуемых окраинах (для фабриканта), возможность уйти на новые земли (для крестьянина) ослабляет остроту этого противоречия и замедляет его разрешение»2.

Неравномерность и противоречивость капиталистического развития России нашли отражение и в неравномерности размещения ее промышленности.

По данным 1912 г., например, на центральные промышленные губернии приходилось около одной трети всей валовой промышленной продукции, на Украину—18%, на Северо-Западный район— 10,5%, на Закавказье—6,4%, на Прибалтику — 6,0%, на Урал — 4,4%, на Центрально-черноземный район — 3,0% , Северо-Кавказский и Южный — 6,4%. Из 96% всей промышленной продукции Европейской части на территорию, занятую русским населением, приходилось свыше 60% промышленной продукции всей страны.

Центрально-промышленный район был колыбелью русской промышленности и средоточием национального русского капитала. Наряду с мелкими промыслами в нем развивались и промышленные предприятия. Особого расцвета в XVIII в. достигли крупные мануфактуры. К концу XVIII в. центральный район сложился как крупнейший в стране район текстильной промышленности: первоначально в нем развивалась льняная промышленность на местном сырье, а к середине XIX в. начался переход на производство хлопчатобумажных изделий. Волга, Ока и Клязьма издавна связывали район с другими районами. Превратившись затем в главный железнодорожный узел страны, Москва еще теснее связалась со всеми ее частями. В Центрально-промышленном районе в начале XX в. было сконцентрировано почти 60% текстильного производства России, Около одной десятой всего промышленного производства Центрально-промышленного района приходилось на металлопромышленность, которая первоначально возникла на скромных местных сырьевых и топливных ресурсах, а с 60—80-х годов XIX в. перешла на привозные металл и уголь. Железные дорога, проведенные из Центра, облегчали доставку донецкого угля, а водная волжская система с относительно дешевыми перевозками сделала кавказскую нефть местным топливом. Район поставлял стране значительную долю продукции общего машиностроения, котельного оборудования, паровозостроения и вагоностроения. Около одной шестой всей валовой продукции промышленности Центрального района падало на пищевую промышленность; некоторые ее виды получили значительное развитие (например, кондитерское, табачное пр оизводство).

Внутри Центрально-промышленного района основные промышленные предприятия были сосредоточены в Московской и Владимирской губерниях. На эти две губернии падало две трети промышленного производства всего района. Текстильная промышленность преобладала в Московской, Владимирской, Тверской и Костромской губерниях; текстильная и пищевая промышленность — на севере Московской и на юге Рязанской губ., и наконец, металлическая и пищевкусовая — в Тульской и Калужской губерниях.

Рассматривая размещение промышленности в России в конце XIX в., В. И. Ленин установил три главных типа фабричных центров: города, фабричные села и «кустарные» села1. Для промышленного центра было характерно наличие мелких фабрично-промышленных сел; «…фабричная промышленность,— писал В. И. Ленин,— имеет, по-видимому, тенденцию с особенной быстротой распространяться вне городов; …забираться в глубь деревенских захолустий, оторванных, казалось бы, от мира крупных капиталистических предприятий» 2. Главным образом это объяснялось тем, что сельские общины препятствовали уходу крестьян в города. «Мужика не пускают на фабрику,— фабрика идет к мужику»1,— писал об этом В. И. Ленин. Для капиталиста это представляло существенную выгоду, гак как в деревнях ой находил более дешевую рабочую силу. Типичной формой промышленных предприятий Центрального района на заре его промышленного развития была маленькая «светелка» — ситценабивная, ткацкая, красильная. Обыкновенно эти производства сочетались с торговой деятельностью. Из «светелок» развились затем многие крупные мануфактуры. В Центрально-промышленном районе фабрично-заводское производство было территориально расчленено. Эта характерная особенность района сохранила свое значение и в последующее время. Центральный район давал огромное число «отхожих» рабочих, в частности разорявшихся кустарей, на фабрики и заводы. В некоторых местах сельское хозяйство играло лишь подсобную роль к промысловой работе. Существенное место среди местных промыслов занимали промыслы, развитие которых объяснялось потребностями населения такого большого города, как Москва (столярный, сапожный, корзинно-мебельный, щеточный, ювелирный, портняжный, игрушечный). Другая группа промыслов была связана с обработкой полуфабрикатов местной промышленности (ткацкие, трикотажные, сапожные, кузнечно-скобяные, сапого-валяльные). Часть промысловой продукции уходила на «всероссийские торжища», каким была, например, Нижегородская ярмарка,. для последующего транзита в восточные и юго-восточные районы (например, валяные изделия Кинешемского и Семеновского районов и деревянные ложки Семеновского района).

Рабочие кадры самой Москвы и всего Центрально-промышленного района пополнялись в основном из крестьянского и промыслового населения губерний этого района. По статистическим данным 80-х годов XIX в., рабочие Московской губ. на две трети вышли из местных жителей и на одну треть были уроженцами других губерний того же центрального района. Фабрично-заводские рабочие Владимирской губ. в 1897 г. по своему происхождению были уроженцами той же губернии. В Костромской губ. в 1913 г. 75% фабрично-заводских рабочих состояло из уроженцев своей местности и соседних местностей своего уезда, 19% из уроженцев соседних уездов своей же губернии и только около 6% приходилось на рабочих, пришедших из других губерний.

Среди рабочих было много женщин, так как в центральном районе преобладала текстильная промытленность.

Санитарно-гигиенические условия на производстве и жилищные условия рабочих были очень плохими.

Фабричный инспектор И. Янжул так описывает казармы для рабочих Владимирской губ.: «Женатые и холостые, дети и взрослые девушки спят вповалку вместе, без всяких перегородок в крайне тесной и грязной обстановке»2. В спальнях делались в несколько рядов дощатые, большей частью голые нары. В большинстве случаев рабочие спали на собственных полушубках или кафтанах. В казармах нары располагались, как правило, в два ряда, так что при обычной высоте помещения в 2—2,5 м верхний ярус отстоял от потолка на полметра. На ряде фабрик для многих рабочих не было даже и таких спален. Этот же фабричный инспектор отмечает, что «ручные ткачи спали на тех же станках, на которых работали. В таких же условиях находились набойщики, которые почти всегда спали на столах в рабочих помещениях в крайне удушливой атмосфере, пропитанной ядовитыми испарениями красок. Столяры, как правило, спали на верстаках, на которых работали. На рогожных фабриках рабочие обоего пола и разного возраста спали вместе на тех же самых сырых мочалах и рогожах, которые обрабатывали, и ими же покрывались». В частных помещениях, сдававшихся внаем За плату, по данным обследования городской управы Москвы в 1899 г., из 16 140 квартир 70,2% были настолько переполнены, что на каждого человека приходилось меньше 1 куб. саж. (9,7 куб. м) воздуха. Еще хуже было положение рабочих в провинции.

Большое значение в промышленном развитии России имел Северо-Запад Европейской части страны. Петербург/был одним из старых промышленных центров. Географическое положение его было очень благоприятно для развития крупной промышленности. Петербург был расположен на стыке внутренних речных путей с морскими путями, ведущими за границу. Озерный бассейн, тяготевший к Петербургу, связывал его с речными системами Днепра, Волги и Северной Двины, т. е.со всей Европейской частью страны. Приморское положение и связь с заграницей давали Петербургу возможность получать топливо, хлопок, машины, сырье для химической промышленности. Развитию петербургской промышленности содействовали также постоянные государственные и дворцовые заказы. В Петербурге впервые в России развилось механическое бумагопрядение. Первой бумагопрядильной фабрикой в Петербурге была Александровская мануфактура, где в 1805 г. была пущена первая паровая машина. В середине 30-х годов XIX в. там возникли еще три бумагопрядильные фабрики (Штиглица, Вильсона и Самсоньёвская мануфактура). Накануне отмены крепостного права из общего числа (около 1,5 млн.) хлопчатобумажных веретен в России на Петербургскую губ. приходилось около 600 тыс. Заграничный привозной хлопок в значительной мере оседал в Северо-Западном районе. К концу XIX в. по мере увеличения в России значения среднеазиатского хлопкового сырья роль текстильной промышленности Северо-Запада по сравнению с Центральным районом при абсолютном росте относительно уменьшилась.

Петербург играл большую роль и в развитии машиностроения России. Еще в 1792 г. в Петербурге возник механический завод Берда. В 1815 г. на этом заводе был построен первый в России пароход. В 1825 г. в Петербурге был построен Александровский завод, который, как и завод Берда, сочетал литейное дело с машиностроением. В 1863 г. известный русский металлург П. М. Обухов построил в Петербурге большой завод для производства стальных пушек. Накануне первой мировой войны на нем было занято 4,5 тыс. рабочих. Завод стал центром развития сталелитейного производства. В 1868 г. Н. И. Путилов в корне перестроил перешедший к нему старый основанный в 1801 г. литейный завод. На получившем затем большую известность Путиловском заводе сосредоточивалось производство железнодорожных рельсов, а затем производство паровозов и разнообразных машин. К 1900 г. на этом заводе было 12 тыс. рабочих. Петербург был родиной паровозостроения, а с 90-х годов XIX в. стал крупным центром электротехнической промышленности. Здесь были созданы электротехнические заводы германских фирм Сименс-Шуккерт и Сименс-Гальске. На петербургских электротехнических заводах работало около половины всех рабочих этой отрасли в стране. С момента своего возникновения Петербург стал центром морского судостроения. Необходимость высокого технического оборудования военных судов была стимулом к повышению техники общего машиностроения. Велика была роль Петербурга и в развитии русского дизе^естроения. Петербургский завод «Русский дизель» был наиболее старым из русских заводов этой специализации, оказавшим большое влияние на техническую инициативу других заводов. Такая же роль принад- ‘ лежала петербургскому машиностроению в деле производства турбин, генераторов и моторов.

Большое значение имела в Петербурге и химическая промышленность, особенно резиновая. Петербургский завод «Треугольник» вырабатывал ежегодно свыше 20 млн. пар галош и 400 тыс. пудов разных технических резиновых изделий.

Химические производства в Петербурге также находились в большой зависимости от заграницы; из Германии поступали не только краски и лаки, но и первичные продукты для производства красок. Даже серный колчедан для серно-кислотной промышленности, несмотря па большие его запасы в России, привозился морским путем из Испании, так как это было дешевле доставки его, например, с Урала.

Помимо ведущих отраслей промышленности — машиностроения, текстильной и химической, в значительной мере связанных по сырью, топливу и оборудованию с заграницей, некоторое значение в Северо-Западном районе имели отрасли, связанные и с местным сырьем — деревообрабатывающая промышленность и производство минеральных строительных материалов.

Приморское положение Петербурга и удобные связи его с заграницей повлияли на размещение промышленности района. Почти вся промышленность сосредоточивается в самом Петербурге. В этом отношении картина размещения промышленности Северо-Западного района резко отличалась от Центрально-промышленного, где промышленность была разбросана по всей территории. Также резко отличался Северо-Западный район от Центрального и в отношении формирования промышленного пролетариата.

Промышленные предприятия Центрального района черпали свою рабочую силу из местного населения — не занятых в сельском хозяйстве крестьян, ремесленников, кустарей. Пролетариат Петербурга формировался преимущественно из пришлого населения. По данным 1864 г., больше всего среди рабочих Петербурга было уроженцев Тверской губ. Много рабочих пришло из Ярославской, Смоленской, Псковской губерний. Данные, относящиеся к 1910 г., свидетельствуют о том, что в Петербург на фабрики шли крестьяне со всех концов России, преимущественно из малоземельных районов. Что касается местных промыслов, то они не получили большого развития в Северо-Западном районе.

Условия труда петербургского пролетариата, так же как и в Центральном районе, были очень 1яжелые. Вот как описывает один из авторов обстановку работы женщин-галошниц на заводе «Треугольник»: «Рабочий день был для всех одинаков, как для взрослых, так и для детей,—11 х/2 часов (с 6 утра до 7 вечера с перерывами в полчаса на завтрак и час на обед). Работали в грязном помещении, насыщенном испарениями бензина; применялись тяжелые чугунные колодки; сборку резиновой обуви производили стоя. От такого непосильного труда галошниды быстро теряли силы и превращались через несколько лет в инвалидов»1.

Формирование промышленного капитала в Петербургском промышленном районе происходило быстрыми темпами и сопровождалось большой концентрацией производства. Этим в значительной степени объясняется то значение, какое приобрел Петербург в политическом рабочем движении в царской России. Петербургский пролетариат встал в первые ряды революционного пролетариата всей страны и играл ведущую роль в политической борьбе. На всю Россию прогремела стачка путиловских рабочих в январе 1905 г., переросшая во всеобщую стачку рабочих столицы и явившаяся прологом первой русской революции.

Большую роль в развитии промышленности России играл Урал. Еще в конце XVII — начале XVIII в. на Урале начал складываться крупный горнопромышленный район. Урал был издавна районом кустарной обработки металла. Первые русские поселенцы на Урале в основном занимались землепашеством, но среди них были не только пахари, но и знатоки металлургической обработки из Тулы, Олонца, Нижнего Новгорода. Новые поселенцы Урала начали добывать железную руду и выплавлять из нее железо. То здесь, то там появлялись мелкие кустарные крестьянские «заводики» по добыче руды и выплавке металла, сыгравшие немалую роль в истории уральской промышленности. Именно на них работали первые «РУДознатцы» и «умельцы», положившие начало прославленной уральской металлургии. Кустарные металлические промыслы на Урале продолжали существовать и в пореформенное время, в период капиталистического развития Урала.

Исключительные богатства открытых здесь, высоких по качеству, железных руд, обилие необходимого для плавки руды древесноугольного топлива, наличие воды как источника двигательной силы на заводском предприятии — все это создавало благоприятные предпосылки для развития крупной промышленности. На заре своего промышленного развития Урал ис- пьиывал острый недостаток в рабочей силе, что и вызвало приписку крестьян к уральским заводам, закрепощение уральского населения. Разрешение использовать труд приписных крестьян на Урале давалось не только дворянам, но и «купецким людям». Основным костяком уральской промышленности были крупные предприятия, казенные и частные, основанные на крепостном труде и на феодально-крепостнических привилегиях их владельцев. XVIII в. был периодом большого строительства заводов на Урале. Урал, производивший тогда чугуна больше, чем Англия, Франция, Бельгия, занимал большое место не только в русской, но и в мировой металлургии. Сбыт продукции уральских железоделательных заводов шел по Каме и Волге. Эти реки связывали удаленный от центра Урал с основными районами страны. Россия вывозила металл и за границу, в частности в Англию.

В конце XVIII — первой половине XIX в., когда в Западной Европе стали плавить чугун на минеральном топливе, значение уральского металла на мировом рынке резко снизилось.

В течение более чем полутораста лет Урал был важнейшим металлургическим районом России. Однако крепостной труд, который долгое время был источником рабочей силы Урала, к середине XIX в. стал тормозом его дальнейшего промышленного развития. Реформа 1861 г. проходила на Урале в своеобразных условиях. Частновладельческие и казенные крестьяне получили в 1861 г. очень малые земельные наделы. Уральский рабочий оставался полурабочим и полукрестьянином. Во второй половине XIX       — начале XX в. для Урала были характерны остатки полукрепост- ных отношений. Пережитки крепостного права были одной из главных причин упадка промышленности Урала в эпоху развития капитализма в России. В. И. Ленин в конце XIX в. давал такую характеристику Урала: «…самые непосредственные остатки дореформенных порядков, сильное развитие отработков, прикрепление рабочих, низкая производительность труда, отсталость техники, низкая заработная плата, преобладание ручного производства, примитивная и хищнически-первобытная эксплуатация природных богатств края, монополии, стеснение конкуренции, замкнутость и оторванность от общего торгово-промышленного движения времени — такова общая картина Урала»1. В начале 90-х годов XIX в. Урал уступил свое первенство по производству металла новому — Южному району, развивавшемуся на основе каменного угля Донбасса и железных руд Приднепровья.

Малоземельное горнозаводское население на Урале в избытке поставляло на заводы рабочую силу. Ничтожные земельные наделы были малым подспорьем в его хозяйстве. Только в горнозаводской промышленности оно могло искать средства для покрытия своих нужд. Вследствие избытка рабочих рук работы выполнялись очередями. Из 81 завода Пермской губ. в конце 90-х годов XIX в. не было так называемых «гулевых» дней только на 22 заводах. На 20 заводах «гулевые дни» составили 25% всех дней, на 24 — 50% и на 13 заводах — даже 73%. На Урале сложилась такая обстановка, что «земля не кормит, а заводы не дают работы». В своей книге» А. А. Радциг делает подсчеты, сколько было бы нужно рабочих для Урала по западноевропейским нормам производительности, если принять во внимание, что Урал произвел в 1893 г. 31 млн. пудов чугуна, 17 млн. пудов железа и 41/2 млн. пудов стали. По его утверждению, для этой выработки было бы достаточно 11 тыс. человек. «Что касается Урала, то совершенно непонятно,— говорит он,— чем занимаются лишних 140 тыс. человек. Вероятно они заготовляют дрова и уголь и возят эти материалы и руду к заводам»1. Причиной этого был крайне дешевый рабочий труд, который мало стимулировал технический прогресс. Жизненный путь уральцев был тесно связан с заводом. Внук часто сменял деда и работал плечом к плечу с отцом. Уральские рабочие вместе со всем рабочим классом страны вписали много страниц в летопись революционного движения России. Постепенно росло и крепло их классовое самосознание.

Основной двигательной силой заводских установок Урала долгое время была вода. Она приводила в движение водяные колеса, а через них машины и молоты. Заводской пруд и заводская плотина оставались долгое время необходимой и очень характерной принадлежностью уральского заводского ландшафта. Необходимость использования в качестве двигательной силы водотоков была главнейшим фактором географического размещения уральских заводов на реках. Ввиду малой силы небольших речек Урала даже отдельные цеха одного завода иногда были разбросаны по рекам Урала.

Структура уральской промышленности в дореволюционном прошлом была очень отсталой. Машиностроение играло ничтожную роль и сводилось к производству несложных сельскохозяйственных орудий на небольших предприятиях. Исключение представляли заводы Мотовилихинский в Перми, производивший артиллерийское вооружение, Ижевский завод, изготовлявший ружья, и Коткинский завод, выпускавший паровые машины для судов. Около двух третей продукции промышленности Урала перед первой мировой войной приходилось на Пермскую губ. с ее горнорудными богатствами; около одной трети на Уфимскую и Оренбургскую губернии.

В южных районах Урала значительную роль играла пищевкусовая промышленность. Когда-то на Урале большое значение имело солеварение.

пермская соль шла во многие районы страны. Во второй половине XIX в. оно потеряло свое прежнее значение. В 1899 г. из 91 млн. пудов соли, добытой в России, на Урале добывалось только около одной пятой. В районе старых уральских соляных приисков в 80-х годах XIX в. возникла содовая промышленность, и до середины 90-х годов Березняковский содовый завод был главным поставщиком соды в России.

В начале XX в. в промышленность Урала стал усиленно проникать иностранный капитал. В 1913 г. на Урале насчитывалось около полутора десятков акционерных обществ с участием англо-французского и бельгийского капиталов. В зависимость от иностранного капитала попали в значительной мере золото-платиновая, медеплавильная промышленность, отчасти и черная металлургия. Однако проникновение иностранного капитала не внесло каких-либо существенных перемен в картину общей отсталости промышленности Урала.

На территории Европейской части страны, населенной русским народом, помимо трех упомянутых ярких индустриальных районов—Центрально-промышленного, Северо-Западного и Уральского — представляют интерес менее развитые в промышленном отношении районы — Европейский Север и Вятский край, Центрально-черноземный район, Среднее и Нижнее Поволжье, Придонье и Предкавказье. Они имели свои характерные черты промышленного развития.

Промышленное развитие северных районов Европейской части страны началось с XVI в., когда старые города на северных и средневолжских речных путях (Вологда, Великий Устюг, Ярославль) начали превращаться в крупные торгово-ремесленные центры. Основание Петербурга в начале XVIII в. и создание «окна в Европу» через Балтийское море отрицательно сказалось на развитии Севера и резко уменьшило его роль в экономике страны.

Удельный вес Севера в промышленности России в 1912 г. был очень незначительный (около 1 % всей промышленной продукции и 1 % занятых в промышленности рабочих). В период развития капитализма Европейский Север оставался глухой окраиной. Основными отраслями хозяйства района были лесозаготовки и сплав леса в устье рек (Северная Двина, Онега и др.), откуда древесина шла на экспорт за границу преимущественно в сыром виде. Развитие лесного хозяйства значительно усилилось вместе с проведением в 1897—1898 гг. железной дороги от Вологды до Архангельска. Деревообрабатывающее производство, выросшее сравнительно незадолго до первой мировой войны, было мало развито и далеко не соответствовало сырьевым возможностям района. Оно было очень примитивно по своему оборудованию и по характеру выпускаемой продукции. Производдлись преимущественно полуфабрикаты лесопиления, дальнейшей их обработки почти не было совсем, не было и лесохимического производства. Лесные работы, как об этом писал В. И. Ленин, очень плохо оплачивались. «…Гигиенические условия их отвратительны, и здоровье рабочих подвергается сильнейшему разрушению; положение рабочих, заброшенных в лесную глушь, наиболее беззащитное…»1 «Лесопромышленность означает самое примитивное состояние техники, эксплуатирующей первобытными способами природные богатства… Лесопромышленность оставляет почти в полной неприкосновенности весь старый, патриархальный строй жизни, опутывая заброшенных в лесной глуши рабочих худшими видами кабалы, пользуясь их темнотой, беззащитностью и раздробленностью»2.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность давала более двух третей всей местной валовой продукции. Около одной пятой приходилось на пищевую промышленность, преимущественно маслодельную в южной части района. Некоторое развитие получили там кустарные промыслы, главным образом деревообрабатывающие (колеса, сани, телеги, бондарные изделия, смола, деготь).

В промышленности Европейской России существенную роль играл Волго-Вятский район. Его западная часть (Нижнегородский край), тяготевшая к Центральному району, и восточная (Вятский край) значительно отличались одна от другой. Район Нижнего Новгорода с его важными водными путями издавна имел крупное промышленное значение. В 1849 г. в Нижнем Новгороде возник большой судостроительный завод, ставший одним из крупнейших центров русского речного судостроения (Сормово). Кроме того, там развилась крупная мукомольная промышленность, возникли механические и другие предприятия. В районе получили большое развитие кустарные промыслы — металлические (Павлово) и кожевенные (Богородск). В Приокском районе возникла и своя металлургия, использовавшая местные железные руды и древесное топливо.

Вятский район в основном был лесопромышленным районом. В отличие от Европейского Севера, он поставлял лес главным образом не на внешний, а на внутренний рынок и был в значительной мере сырьевой базой деревообрабатывающей промышленности низовьев Волги.

В конце XIX в. железная дорога Пермь — Вятка — Котлас усилила связи Вятки с Севером Европейской части страны и с Сибирью. В 1906 г. была построена железная дорога, связавшая Петербург с Уралом. Она прошла через Вятку, что имело для нее существенное значение.

Некоторую роль в экономике района играли железные руды Омутнин- ского уезда Вятской губ. На их базе были созданы Омутнинский и Холу- нинские металлургические заводы, однако господствующее положение в Вятском крае занимали кустарные промыслы (экипажный, щеточный, валяльный, сапожный и др.), по степени развития имевшие всероссийское значение. Изделия кустарной промышленности Вятской губ. широко расходились по России.

В Центрально-черноземном районе промышленность в дореволюционном прошлом была представлена отраслями по переработке сельскохозяйственных продуктов (винокуренной, мукомольной и крупяной, свеклосахарной, маслобойной). Около 80% всей валовой продукции промышленности района падало на пищевкусовую промышленность. Винокуренное и мукомольное производства были распространены довольно равномерно в связи с тем, что по всему району возделывались сельскохозяйственные культуры, дававшие им сырье. Сахарная промышленность получила развитие преимущественно в Курской губ., где широко культивировалась сахарная свекла, а маслобойная — в Воронежской губ., где были обширные посевы подсолнечника. В Тамбовской губ. значительное развитие получила шерстяная промышленность. Только в Орловской губ., входившей в Центральночерноземный район, был крупный машиностроительный центр (Брянск). Здесь были развиты паровозостроение и вагоностроение.

После реформы 1861 г. крестьяне Центрально-черноземного района получили очень малые земельные наделы. Они вынуждены были на тяжелых условиях арендовать землю у помещиков, часто из доли урожая и за отработку помещичьей земли. В результате «оскудения» крестьяне бросали землю и добывали средства к существованию отходничеством, которым за период 1885—1917 гг. было охвачено около 1 млн. человек. Значительное число уходивших крестьян пополняло в индустриальных районах страны кадры промышленного пролетариата.

Важнейшим фактором хозяйственного развития Поволжья была Волга. Она служила основной экономической осью района. Все важнейшие центры обрабатывающей промышленности Поволжья располагались вдоль водной магистрали, по которой в значительной мере поставлялось и сырье, и топливо.

Поволжье имело пестрый состав населения; в нем жили русские, татары, чуваши, мордва, марийцы, украинцы. В промышленности наиболее активной частью населения были русские. В Казанской губ. получили развитие кустарные промыслы — валяльно-войлочный, обувной, скорняжный. В 50-х годах XIX в. в Казани возникло мыловаренное и стеариновое производство на сале, поступавшем с салотопенных предприятий Поволжья. В полосе между Симбирском и Пензой на местном сырье возникла суконная промышленность в виде помещичьих вотчинных фабрик. После реформы 1861 г. в связи с ликвидацией крепостного труда из 30 суконных фабрик закрылось 10 вотчинных фабрик, 10 фабрик перешли в руки купцов и только прочие остались у помещиков.

Промышленность Поволжья начала развиваться с проведением к Волге железных дорог, в особенности мукомольное и маслобойное производство. Условия для развития мукомольной промышленности значительно улучшились после 1893 г., когда были уравнены тарифы на перевозку зерна и муки. Крупные капиталистические товарные мельницы были созданы в Саратове, Покровске, Самаре, т. е. в главных центрах сосредоточения зерна. В конце XIX — начале XX в. в Поволжье возникла крупная цементная промышленность. Особый характер получило развитие промышленности в Царицыне. Близость к Донбассу и водный путь на Урал побудили промышленников к созданию там металлургических предприятий. В 90-х годах в Царицыне был построен металлургический, а на его базе несколько позже машиностроительный заводы. Низовье Поволжья — Астраханский (Прикаспийский) район — имело свою специфику. Промышленность этого района была тесно связана с использованием местных рыбных и соляных ресурсов. В рыбной промышленности было занято свыше 100 тыс. человек. Она находилась на очень низком техническом уровне; господствовал ручной труд. Добыча соли сосредоточивалась на оз. Баскунчак. Она стала особенно развиваться после того, как в 1882 г. от озера к волжской пристани Владимировна была проведена железная дорога.

В целом до первой мировой войны в структуре промышленности Поволжья резко преобладала пищевая промышленность, на которую падало около двух третей валовой продукции всей промышленности района. Тем не менее в различных частях Поволжья структура промышленности была различной. Наибольшее развитие пищевая промышленность получила в Самарской губ. (около 90% всей продукции). В Симбирской же губ. она давала только немногим более половины продукции, ввиду наличия там суконной промышленности, а в Казанской губ.— только около двух пятых, так как там значительную роль играла обработка животных продуктов. В Царицыне, помимо металлургии и металлообработки, существенное значение имело лесопильное производство, откуда сплавляемая по Волге древесина передавалась уже в переработанном виде в малолесные районы — на Украину, на Северный Кавказ, в Закавказье. В Астраханской губ., кроме преобладавшей рыбной промышленности и добычи соли, получили развитие ремонт судов и связанное с рыбопромышленностью бондарное производство.

Поволжье примыкает к наиболее южному району Европейской части страны — Нижнему Дону и Предкавказью. Северный Кавказ в целом представляет пеструю картину по своему этническому составу, однако очень большая его территория занята русским населением, а именно: Ростовская обл., Краснодарский край, Ставропольский край. В пореформенное время усилилось переселение туда русского и украинского населения. Благоприятные почвенные и климатические условия способствовали развитию товарного сельского хозяйства с большей ролью пшеницы и таких технических культур, как подсолнечник и табак. Для удовлетворения местных нужд населения начали развиваться кустарные промыслы. С проведением во второй половине XIX в. железных дорог их стали вытеснять поступающие из других районов фабрично-заводские изделия. Возникла промышленность по переработке продуктов сельского хозяйства, в особенности маслобойная. До 90-х годов XIX в. основным районом маслобойной промышленности была Саратовская губ. Однако значительное расширение посевов подсолнечника на Кубани, с ее очень благоприятными для этого природными условиями, привело к развитию здесь крупной маслобойной промышленности на гораздо более высоком техническом уровне.

В структуре промышленности Придонья и Прикавказья, помимо пищевой промышленности, следует отметить угольную промышленность (восточная часть Донбасса), а также цементную промышленность Новороссийского района, развивавшуюся на основе местных богатых сырьевых ресурсов. Новороссийские мергели начали использовать в 1882 г., когда был построен первый завод «Звезда». В 1892 г. был пущен второй завод. Большое оживление в строительстве цементных заводов в Новороссийском районе происходило в годы, предшествовавшие первой мировой войне.

В целом, по данным 1908 г., на губернии, населенные русскими, приходилось 1050 тыс. рабочих, т. е. почти половина рабочего класса Российской империи. Российский пролетариат был занят в важнейших отраслях промышленности, нов силу ее неравномерного развития концентрировался главным образом в Центральном промышленном районе (34% от общего числа рабочих; в частности, в Москве — 14,5%), а также на Урале (8%), в Петербурге (7,7%) и т. д.

В целом царская Россия оставалась в промышленном отношении отсталой по сравнению с Западной Европой страной. Эта отсталость быстро сказалась после начала первой империалистической войны, и уже в 1915 г. выяснилось, что русская промышленность не в состоянии удовлетворять нужды фронта и тыла. В ходе войны эвакуация промышленности из западных районов, несколько повлиявшая на ее общее географическое размещение, носила случайный характер. К 1916 г. из западных губерний было эвакуировано свыше тысячи крупных предприятий. Многие из них осели в районах Европейской части страны. Например, из 150 предприятий, эвакуированных из Риги, 47 были размещены в Москве, 20 — в Петрограде; из 160 предприятий, эвакуированных из литовских губерний, в Москве разместилось 47, в Петрограде — 25.

К 1917 г. в стране возник острый кризис в снабжении металлом, топливом и продовольствием. Февральская революция и Временное правительство не вывели страну из экономического кризиса. Коренной перелом принесла с собой Великая Октябрьская социалистическая революция.

lib7.com

Центральная Россия. Хозяйство. Видеоурок. География 9 Класс

На данном уроке будет рассмотрена тема «Центральная Россия. Хозяйство» (школьный курс географии 9 класса). В ходе занятия вас ждет продолжение рассказа о Центральной России. Учитель подробно остановится на хозяйстве этой части нашей страны, особенностях развития промышленности и природных ресурсах.

Центральная Россия – район старого промышленного освоения (рис. 1). Индустриальный этап развития хозяйства начался здесь во второй половине XIX века.

Экономическая карта

Рис. 1. Экономическая карта

Хозяйство Центральной России складывалось под влиянием нескольких факторов:

  1. Районы Центральной России – это научно-исследовательские, учебные базы России. Здесь сотни высших учебных заведений, десятки НИИ.
  2. Наличие квалифицированных кадров – условие для развития трудоемких отраслей.
  3. Выгодное ЭГП.
  4. Наличие благоприятных транспортных связей.
  5. Собственная крупная металлургическая база КМА.
  6. Наличие значительных природных ресурсов в соседних регионах.
  7. Высокоразвитая оборонная промышленность.

Главная отрасль специализации района – машиностроение. На его долю приходится 2/3 всей промышленной продукции района и около 60% всех работающих. В регионе этот комплекс производит около 40% промышленной продукции. Выпускаются почти все виды машиностроительной продукции, но ведущее место принадлежит отраслям, использующим квалифицированные кадры и научно-технический потенциал.

В Центральном районе расположены многие предприятия авиационной и ракето-космической отрасли. Ракеты и комплектующие для них выпускают предприятия Москвы и городов Московской области: Химки, Балашиха, Реутов, Истра, Дубна. Главным центром является город Королев (рис. 2).

Город Королев - центр авиа-ракетно-космической техники

Рис. 2. Город Королев — центр авиа-ракетно-космической техники

Самолетостроительные заводы расположены в Москве, Луховицах (Московская область), сборочный завод в Нижнем Новгороде. Вертолетостроительный завод в Люберцах, моторный завод в Рыбинске (Ярославская обл.) (рис. 3).

Рыбинск -  Рыбинск - центр поизводства моторов

Рис. 3. Рыбинск —  Рыбинск — центр поизводства моторов

Предприятия точного машиностроения производят в основном продукцию двойного назначения (гражданскую и военную).

Главный центр электронной промышленности – Зеленоград.

Приборостроение и электротехника – Москва, Рязань, Владимир, Саранск, Чебоксары, Рыбинск

Часовые заводы в Москве и Угличе (рис. 4)

Сборочное производство г. Углич

Рис. 4. Сборочное производство г. Углич

Телевизоры в Москве, Рязани, Александрове

Важной отраслью специализации района является транспортное машиностроение. Оно включает в себя:

  1. Автомобилестроение
  2. Железнодорожное машиностроение
  3. Судостроение

Основные центры автомобилестроения: Москва (завод ЗИЛ), Нижний Новгород (ГАЗ), Серпухов (Ока). Производство автобусов – в Ликино-Дулево, Яхроме, Галицино, Павлово (рис. 5).

Центры по производству автобусов

Рис. 5. Центры по производству автобусов

Моторные заводы – в Ярославле и в Заволжье. Мотоциклы – Ковров, мотороллеры – Тула.

Центральный район является родиной отечественного железнодорожного машиностроения. Производство магистральных тепловозов – Коломна, пассажирские вагоны – в Твери, грузовые вагоны – в Брянске, вагоны метрополитена – в Мытищах (рис. 6), вагоны электричек – в Орехово-Зуево.

Вагоны метрополитена производят в Мытищах

Рис. 6. Вагоны метрополитена производят в Мытищах

Судостроение концентрируется в Нижнем Новгороде, где расположен завод«Красное Сормово».

Важное значение для развития машиностроения имеет черная металлургия (рис. 7). В районе расположены Новолипецкий металлургический комбинат полного цикла, производящий более 7 млн т стали в год в городе Липецке и электрометаллургический комбинат в Старом Осколе. Это наиболее современное предприятие в России. Завод полного цикла работает в Туле, передельные заводы в Москве, Электростали, Орле, Нижнем Новгороде.

Центры черной металлургии

Рис. 7. Центры черной металлургии

Химико-лесной комплекс представлен прежде всего отраслями химической промышленности, которая использует в основном привозное сырьё.

Он включает:

  • производство удобрений (азотных и фосфорных),
  • синтетических смол,
  •  химических волокон,
  • синтетического каучука,
  • резинотехнических изделий,
  • нефтепереработку,
  • лесозаготовку и деревообработку,
  • деревопереработку и полиграфическую промышленность.

Наиболее развито производство минеральных удобрений. Азотные удобрения из природного газа производят в Верхнеднепровском (Смоленская обл.), Новомосковске, Щекино (Тульская обл.), Липецке, Дзержинске (Нижегородская обл.)

Фосфорные удобрения производят в Брянске и Воскресенске из местного сырья и в Уварово из хибинских апатитов (рис. 8).

Производство фосфорных удобрений

Рис. 8. Производство фосфорных удобрений

Производство синтетических смол и пластмасс (Москва и Орехово-Зуево) и химических волокон (Клин, Серпухов, Рязань) ориентировано как на потоки нефти, так и на потребителя.

Особое значение имеет производство шин (Воронеж), резинотехнических изделий (Курск, Тамбов), синтетических смол (Дзержинск).

Лесная промышленность сконцентрирована в Волго-Вятском районе. Лесозаготовки ведутся в основном в Костромской, Кировской областях, на севере Нижегородской области и в республике Марий Эл. Здесь развито лесопиление, производство фанеры, ДСП, мебели (рис. 9), целлюлозно-бумажная промышленность.

Производство мебели

Рис. 9. Производство мебели

Один из крупнейших заводов, выпускающих газетную бумагу, находится в городе Балахна.

Мебельная промышленность развита в Сходне, Шатуре, Москве.

Москва, Тверь, Можайск, Чехов – центры полиграфической промышленности (рис. 10).

Полиграфическая промышленность Центральной России

Рис. 10. Полиграфическая промышленность Центральной России

Легкая промышленность занимает важное место в регионе.

Она включает в себя текстильную, швейную, меховую и кожевенно-обувную.

Основной отраслью легкой промышленности Центральной России является текстильная.

Она производит хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные, льняные ткани. Текстильная промышленность издавна развивалась на территории района, так как именно через неё проходили торговые пути (рис. 11).

Текстильная промышленность

Рис. 11. Текстильная промышленность

Крупные центры текстильной промышленности – это Иваново, Москва, Орехово-Зуево, Павловский Посад, Дмитров и др.

Большая часть региона получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Здесь можно выделить три сельскохозяйственных района: Центрально-Черноземный, междуречье Оки и Волги, Центральный (рис. 12).

Сельскохозяйственные районы Центральной России

Рис. 12. Сельскохозяйственные районы Центральной России

1. Центрально-Черноземный район – основной сельскохозяйственный район Центральной России (рис. 13). Его главное богатство – черноземные почвы, поэтому основной отраслью сельского хозяйства является растениеводство. Повсеместно выращивают зерновые (озимую пшеницу, ячмень, гречиху), сахарную свеклу, картофель, овощные культуры.

Основной сельскохозяйственный район

Рис. 13. Основной сельскохозяйственный район 

В южной части района выращивают подсолнечник и эфиромасличные культуры.

В животноводстве развиты свиноводство, птицеводство и мясо-молочное скотоводство.

Пищевая промышленность района развивается на местной сырьевой базе.

Главные подотрасли – сахарная (40% сахарного песка, производимого в России), маслобойная (25% растительного масла), мукомольная и крупяная (12–15% муки, крупы), овощеконсервная, сыромаслодельная, молочно-консервная, мясная промышленность (8% мяса). Более 50 заводов имеет сахарная промышленность. Больше всего сахара производится в Белгородской области.

2. В междуречье Оки и Волги сельское хозяйство специализируется на молочно-мясном скотоводстве и картофелеводстве. На правом берегу Волги выращивают зерновые, в Заволжье – лен-долгунец (рис. 14). На базе собственных ресурсов работает пищевая промышленность, занимающаяся переработкой молока и мяса.

Лен-долгунец

Рис. 14. Лен-долгунец

3. Главная отрасль сельского хозяйства Центрального района – растениеводство.

Район занимает ведущее место в стране по сборам картофеля и овощей. Лен-долгунец произрастает в Тверской и Смоленской областях. Больше всего картофеля и овощей возделывают в Московской области.

В районе сосредоточены предприятия пищевой промышленности, которые работают как на местном, так и на привозном сырье (рис. 15). В Московском регионе расположены крупные мясные, молочные, хлебопекарные комбинаты. В Тверской, Ярославской, Костромской областях молочные и маслосыродельные заводы. В Орловской, Тульской, Брянской областях – сахарные заводы.

Пищевая промышленность Центрального района

Рис. 15. Пищевая промышленность Центрального района

 

Список литературы

Основная

  1. Таможняя Е.А. География России: хозяйство и регионы: 9 класс, учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
  2. Фромберг А.Э. Экономическая и социальная география. – 2011, 416 с.
  3. Атлас по экономической географии, 9 класс. – Дрофа, 2012.
  4. География. Весь курс школьной программы в схемах и таблицах. – 2007, 127 с.
  5. География. Справочник школьника. Сост. Майорова Т.А. – 1996, 576 с. 
  6. Шпаргалка по экономической географии. Школьникам, абитуриентам. – 2003, 96 с.

Дополнительная

  1. Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России: Учебник – М.: Гардарики, 2000 – 752 с.: ил.
  2. Родионова И.А., Учебное пособие по географии. Экономическая география России. – М.: Московский лицей, 2001. – 189 с.
  3. Д.В. Заяц Регионы России: Волго-Вятский экономический район. Библиотечка «Первого сентября» № 23. – М.: Чистые пруды, 2008.
  4. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов/Под ред. проф. А.Т. Хрущева. – М.: Дрофа, 2001. – 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопе

interneturok.ru

Рост крупной машинной индустрии. Новые промышленные районы

Литейные печи Режевского металлургического завода (Урал). Фотография 1880 года.

Литейные печи Режевского металлургического завода (Урал). Фотография 1880 года.

Пореформенные десятилетия — период капиталистической индустриализации России. Крупная машинная индустрия одерживает решающую победу над мелким производством и мануфактурой. Техника производства в ведущих отраслях промышленности быстро совершенствуется. Существенное значение имело при этом то, что Россия, вступив позднее ряда других европейских стран на путь капитализма, могла использовать уже имевшиеся технический опыт и организационные формы промышленно-капиталистического развития.

После 1861 г., писал В. И. Ленин, «развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века». Один из наиболее характерных показателей этого процесса — внедрение в промышленность паровых машин. В 1875—.1878 гг. на фабрично-заводских и горных предприятиях Европейской России работали паровые котлы и машины мощностью около 100 тыс. л. с., а к началу 90-х годов их мощность выросла уже до 256,5 тыс. л. с., увеличившись за шестнадцать лет в 2,5 раза.

В хлопчатобумажной промышленности фабрика окончательно оттесняет капиталистическую мануфактуру и тесно связанную с ней раздаточную систему, а также мелкие крестьянские промыслы. Машины заменяют ручной труд и в суконной, и в пищевкусовой, и в других отраслях промышленности. В металлургии место отсталого кричного способа производства железа занимает пудлингование. В 70-х годах быстро развивается сталелитейное производство, основанное на применении сначала бессемеровских, а затем и мартеновских печей. Таким образом, в течение двух-трех десятилетий после падения крепостного права в России завершился промышленный переворот, начавшийся еще в дореформенный период.

Крупная промышленность Европейской России к концу XIX века

Крупная промышленность Европейской России к концу XIX века

Важнейшими центрами развивавшейся в России капиталистической промышленности были Петербург и Москва. При этом Петербург выдвигался по преимуществу как центр машиностроения, а Москва и окружавший ее промышленный район оставались главным очагом текстильной промышленности.

Горнометаллургическая индустрия Урала, основанная в прошлом на принудительном труде подневольных рабочих, в первые годы после реформы пережила серьезные затруднения. Тысячи рабочих, освобожденных от крепостной зависимости, покинули заводы. Только спустя десять лет уральская металлургия достигла уровня 1860 г. Однако и в дальнейшем она развивалась крайне медленно.

Между тем с 70-х годов XIX в. на юге страны начал формироваться новый район горной и металлургической промышленности. Сооружение двух железнодорожных магистралей, связавших Москву с Ростовом-на-Дону, дало выход донецкому углю и значительно повысило спрос на него. В районе Донецкого кряжа стали возникать новые рудники. Надшахтные постройки и конусообразные терриконы резко изменили пустынный прежде ландшафт донецкой степи.

Доменная печь в Юзовке (Донбасс). Фотография 1887 года.

Доменная печь в Юзовке (Донбасс). Фотография 1887 года.

В 1872 г. вступила в строй первая доменная печь на заводе, который построил в западной части Донецкого бассейна английский капиталист Юз, а спустя два года выдал чугун Сулинский металлургический завод, основанный русским капиталистом Пастуховым в восточной части бассейна. Оба завода — Юзовский и Сулинский — работали тогда на бедной металлом местной руде. Лишь после того как в середине 80-х годов угольный Донбасс был соединен железной дорогой с районом Кривого Рога, где находились большие запасы богатой железом руды, начался быстрый подъем южной металлургии. На полпути между Донбассом и Криворожьем возник Приднепровский металлургический район с центром в Екатеринославе. Молодая южная металлургия, не знавшая феодальных традиций и отличавшаяся более высоким техническим уровнем, стала быстро обгонять старый Урал.

Почти совершенно новой отраслью экономики России явилась нефтяная индустрия. В дореформенный период добыча нефти была ничтожной, спрос на нее был невелик. Развитию нефтяной промышленности в районе Баку мешало существование откупной системы — сдача нефтяных колодцев на откуп на определенный срок. С отменой в 1872 г. этой системы и с переходом к сдаче нефтеносных участков с торгов в долгосрочную аренду вокруг Баку стали расти леса вышек, и вблизи от старого города возник новый, окутанный пеленой дыма и копоти «Черный город» с десятками нефтеперегонных заводов. За двадцать лет (с 1870 по 1890 г.) добыча нефти выросла в 140 раз — с 1,7 млн. до 242 млн. пудов. Выдающиеся открытия и изобретения русских ученых и инженеров расширили возможность применения нефтепродуктов — в качестве топлива, смазочных масел и др. — и обеспечили бакинской нефти выход на мировые рынки. В конце XIX в. Россия выдвинулась на первое место в мире по добыче нефти, оттеснив на время Соединенные Штаты.

Бакинские нефтяные промыслы. Фотография. Конец XIX века.

Бакинские нефтяные промыслы. Фотография. Конец XIX века.

Развитию промышленного капитализма в значительной мёре способствовало железнодорожное строительство. В 1860 г. Россия имела всего 1,5 тыс. км железных дорог, а в 1892 г.— уже 31,2 тыс. км. Железные дороги связывали земледельческие районы с промышленными, окраины с центром, ускоряя процесс общественного разделения труда и рост всероссийского рынка. Вместе с тем железные дороги, являясь крупными потребителями угля и металла, машин и механизмов, содействовали подъему тяжелой промышленности.

В конце первого десятилетия после реформы Россия вступила в полосу усиленного учредительства предприятий, банков, акционерных обществ. Большая часть акционерных капиталов была вложена при этом не в промышленность, а в торговые предприятия, банковское дело и особенно железнодорожное строительство. Во время кризиса 1873—1875 гг. многие из этих акционерных компаний, возникших в обстановке биржевого ажиотажа, обанкротились.

Петербург. Невский проспект. Фотография. Конец XIX века.

Петербург. Невский проспект. Фотография. Конец XIX века.

Наступивший после кризиса подъем промышленности оказался кратковременным и сменился еще более сильным кризисом 1882—1886 гг. Только с 1887 г. вновь обозначилось некоторое экономическое оживление, но в 1890—1891 гг. ряд отраслей промышленности опять переживал состояние застоя. Выходу из кризиса и из депрессии мешали узость внутреннего рынка, переплетение промышленного кризиса с аграрным (затянувшимся в России до середины 90-х годов), сохранение устаревших способов и форм организации производства.

www.history-at-russia.ru

Экономические районы России

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ РАЙОНОВ РОССИИ. \типичные черты ЭГП, ресурсы, отрасли специализации\

ЗАПАДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА.

1.СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН.

— относительно небольшой по площади, «компактный» район с очень удобным ЭГП \близость к западной границе, выход к Балтике и т.п.\,

— сравнительно беден ресурсами \бокситы \Бокситогорск\, сланцы \Сланцы\, фосфориты \Кингисепп\, торф\,

— ярко выраженным экономическим центром района явл. агломерация Санкт-Петербурга,

— одна из важнейших машиностроительных баз СНГ и России с особенно высоким уровнем развития «верхних этажей»,

— представлены: судостроение \атомные ледоколы, пассажирские суда, танкеры, лесовозы, траулеры и т.п.\, энергетическое и электротехническое машиностроение \более 50% всех выпускаемых в стране гидравлических и паровых турбин\, станкостроение, приборостроение, тракторостроение \ПО «Кировский завод»\, вагоностроение; СПб — один из крупнейших в стране центров НИОКР, «элитный» район по уровню подготовки кадров для промышленности и особенно — для машиностроения,

— из других отраслей представлены : химическая \»верхние этажи» на базе нефтепереработки \Кириши\, микробиология, фармацевтика, бытовая химия\, цветная металлургия \производство глинозема \Бокситогорск\, выплавка алюминия \Волхов, Тихвин\; Северо-Запад — один из традиционных районов легкой промышленности \льняной \Великие Луки, Псков\, швейной и т.п.\,

— СПб — один из важнейших внешнеторговых портов СНГ и России, крупнейший культурный и научный центр,

— с\х имеет внутрирайонную ориентацию \молочное и молочно­мясное животноводство, льноводство, картофель, пригородное хозяйство\.

2. СЕВЕРНЫЙ РАЙОН.

— крупнейший по площади район Западной экономической зоны, с достаточно сложными, а местами — экстремальными природными условиями;

— характерна контрастность ЭГП разных частей района: наиболее выгодное положение имеют западные и юго-западные области \близость к гос. границе, Центру\, относительно благоприятное ЭГП у Архангельской и Мурманской областей \выход на важные морские пути, Мурманск — незамерзающий порт\, в то же время северные и восточные части района значительно менее благоприятны для освоения,

— район ресурсный, один из богатейших районов европейской части СНГ как по объему, так и по «ассортименту» ресурсов \камнный уголь \Печора\, нефть, газ \Тимано-Печорский район\, железные руды \Ковдор, Оленегорск, Костомукша\, никелевые, медные, алюминиевые \нефелины\ руды, апатиты \Хибины, Мончегорск, Печенга\; район очень богат лесом и обеспечен водными ресурсами,

— район относительно малонаселенный с ярко выраженной концентрацией населения и всей «экономической жизни» в промышленных центрах, особенно выделяются Архангельск, Мурманск, Вологда,

— важнейшая топливная и «рудная» база европейской части СНГ и России, особенно — Нечерноземной зоны \Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский районы\, представлены: угольная, нефтяная и газовая отрасли, добыча металлургического и химического сырья,

— черная металлургия \Череповец\ — база машиностроения Центрального и Северо-Западного районов,

— цветная металлургия \»Североникель» в Мончегорске \медь, никель, кобальт и др.\, выплавка алюминия \Кандалакша, Надвоицы\,

— лесная промышленность \представлен весь комплекс подотраслей, один из крупнейших «лесных», лесоперерабатывающих и «бумажных» \Кондопога и др.\ районов СНГ,

— машиностроение в целом представлено относительно мало, но отдельные подотрасли имеют «союзное» значение:

— трактора для лесной промышленности, бумагоделательные машины \Петрозаводск\, судостроение и судоремонт \Мурманск\,

— рыбная пром. \Мурманск\,

— с\х : наиболее развит лишь юг района \Вологодская обл.\ — один из районов «союзного значения» по разведению молочного скота, производству масла, сыров; также — один из крупных районов льноводства.

— для современного этапа характерно повышение экономической роли района прежде всего как «внешнеторгового форпоста» России \Мурманск, Архангельск\.

3. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН.

— исторический центр России, район зарождения российского государства и российской экономики, «старый» промышленный район

— уже в 19 в. выделялся как район развитой текстильной промышленности,

— ведущий район России по численности населения, производственному, культурному, научному и «вузовскому» потенциалу; на территории района контрастно выделяется Московский столичный регион с присущими ему административными функциями «союзного» значения,

— характерной чертой ЭГП явл. «центральность» района, его близость ко всем важнейшим экономическим районам России и СНГ,

— район беден минеральными ресурсами \фосфориты \Воскресенск\, торф и т.д., но обеспечен кадрами при очень высоком уровне их подготовки,

— выделяется разнообразием и очень высоким уровнем развития промышленности, с доминированием «верхних» этажей, \особенно в машиностроении, которое «обслуживает» практически все отрасли хозяйства\,

— представлены: радиоэлектроника, станкостроение и инструментальная пром., приборостроение \в т.ч. — оптическое \Красногорск\, электротехническое машиностроение, производство АСУ и вычислительной техники \ в основном — Москва\, автомобилестроение \Москва, Ярославль \шины, моторы\, с\хозяйственное маш. \Люберцы \в т.ч.- картофелеуборочные комбайны\, Тула, Бежецк \комбайны для уборки льна\ и тракторостроение \Владимир\, вагоностроение \Мытищи\, оборудование для текстильной промышленности \Иваново\, тепловозостроение \Коломна\, авиастроение \Москва, Смоленск\,

— химическая пром. — нефтепереработка \Рязань,Ярославль\, производство СК \Ярославль\ и химических волокон \Рязань, Мытищи, Тверь, Серпухов, Клин\, фосфорных удобрений \Воскресенск\, бытовая химия \Москва\,

— традиционный район легкой промышленности с полным набором подотраслей \особенно развиты хлопчатобумажная, льняная и швейная промышленность\,

— полиграфическая промышленность \Москва, Тверь\,

— Москва — крупнейший транспортный узел СНГ,

— с\х имеет в основном внутрирайонную ориентацию \за искл. льноводства\, с особенным развитием «пригородного» типа.

4. ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ РАЙОН

— «компактный» лесостепной и степной район, весьма однородный по природным условиям,

— основная особенность ЭГП — близость к Центру, а также к Донбассу и Приднепровью \транзитное положение на оси «Центр- Юг»\, сейчас — один из «западных» районов России,

— район ресурсный, однако его «богатство» составляет один вид минерального сырья — железные руды КМА \один из крупнейших железнорудных бассейнов мира\, а также — агроклиматические ресурсы,

— типичный пример индустриально-аграрного района,

— ведущие отрасли промышленности: добыча и обогащение железных руд \часть концентратов район «экспортирует» в Череповец и даже на Урал\, черная металлургия полного цикла \Липецк, также — крупнейший в России электрометаллургический комбинат в Старом Осколе\, машиностроение \относительно «новая» для ЦЧР отрасль, находящаяся как бы в «тени» машиностроения Центра и во многом ориентированная на добывающую промышленность района и его с\х; в то же время отдельные подотрасли имеют «союзное» значение\ : горное \в т.ч. экскаваторы\, подъемное и кузнечно-прессовое оборудование \Воронеж\, сельскохозяйственное машиностроение \Воронеж\ и тракторостроение \Липецк\, оборудование для химической пром.\Тамбов\, станкостроение \Воронеж\, авиастроение \Воронеж\, энергетическое машиностроение \Белгород\, точное машиностроение и приборостроение \Курск\;

— химическая промышленность \производство минеральных удобрений \Липецк\, СК \плюс шинное производство\Воронеж\, лаков, красок и т.п. \Тамбов\, хим.волокон \Курск\,

— пищевая \в т.ч. сахарная\ промышленность,

— ЦЧР — один из крупнейших в России производителей разнообразной сельскохозяйственной продукции \пшеница, сахарная свекла, подсолнечник, кукуруза, разведение крупного рогатого скота \в основном — молочно — мясного направления\, свиноводство.

5. ВОЛГО-ВЯТСКИЙ РАЙОН.

— основная черта ЭГП — «переходность» от Центра к Поволжью и Уралу,

— на территории района расположен третий по промышленному потенциалу город России — Нижний Новгород,

— характерная черта района — контрастность природных условий, расселения и хозяйства северной \»лесной»\ части района \Заволжья\ и южной; особенно заметен «сдвиг» экономического потенциала района в Нижегородскую агломерацию,

— район богат лесом и водными ресурсами, но практически лишен минерального сырья и топлива; в то же время ресурсная ситуация «смягчается» близостью Волго-Уральской топливной базы,

— район индустриальный, на специализацию промышленности оказывают влияние: «сырьевой» Волго-Уральский регион, «машиностроительный и научный» Центр, а также «собственные» лесные ресурсы,

— ведущие отрасли:

— машиностроение, особенно развит автомобилестроительный комплекс \грузовые и легковые автомобили \Н.Новгород\, автобусы \Павлово\, дизельные двигатели \Заволжье\, шины \Вятка\, производство автостекла \Бор\, судостроение и станкостроение \Н.Новгород\ в т.ч. производство деревообрабатывающих станков \Вятка\, производство электротехники \в осн. — светотехники \Саранск\

— химическая прмышленность \в т.ч. нефтепереработка на «транзите» волго-уральской нефти \Кстово\ и оргсинтез \Дзержинск\, а также — лесохимия \Ветлужский\,

— лесная промышленность \один из ведущих «лесодобывающих» и «лесоперерабатывающих» районов России, выделяющийся именно «плотностью» производства; на территории ВВР сформировался «лесной подрайон» в северной \заволжской\ части и вдоль Волги, с полным комплексом — от заготовки древесины до производства бумаги \Волжск, Балахна, Правдинск\,

mirznanii.com

География промышленности Центрального экономического района

Экономико-географическое положение района

Центральный экономический район находится в центре и на западе Русской равнины и занимает площадь 485,1 тыс. кв. км или 2,8% территории страны.

Район является самым большим по количеству субъектов и включает 12 областей: Московскую, Тверскую, Ярославскую, Костромскую, Ивановскую, Владимирскую, Рязанскую, Тульскую, Калужскую, Орловскую, Брянскую, Смоленскую и город федерального подчинения – Москву.

Центральная Россия граничит с Северо-Западным, Северным, Волго-Вятским, Центрально-Черноземным, Поволжским экономическими районами. Его соседи – это важные внешнеэкономические партнеры, развитые в экономическом отношении или хорошо обеспеченные природными ресурсами.

На западе район выходит к государственной границе России и Белоруссии, на юго-западе граничит с Украиной.

Российско-Украинская граница на сегодняшний день является нестабильной и опасной с точки зрения политических и военных провокаций.

Замечание 1

Территория Центрального района является ядром Русского государства, историческим, политическим, культурным хозяйственным центром страны, здесь расположена столица России – город-герой Москва.

Район занимает удобное положение по привлечению ресурсов из других районов страны. Имеет прекрасные возможности вхождения и в межрайонные, и в международные экономические связи благодаря хорошо развитому транспорту, который имеет радиально-кольцевую и очень плотную конфигурацию.

Столица является крупнейшим транспортным узлом в стране, куда сходятся:

  • 11 железнодорожных линий,
  • 15 автомагистралей.

Район пересекают многочисленные трубопроводы, воздушные и электронные линии.

Замечание 2

Центральный район занимает ведущее место в стране по общему объему промышленной продукции и уровню развития промышленного производства среди других экономических районов.

В районе сосредоточены основные промышленно-производственные фонды, промышленно-производственный персонал.

Превосходит ЦЭР другие экономические районы и по научно-техническому потенциалу. Район производит 20,9% валовой региональной продукции страны, 16,8% промышленной и 15,7% сельскохозяйственной продукции.

Благодаря выгодному экономико-географическому и столичному положению, район стал основой в развитии рыночных отношений. Это значит, что быстрое развитие получила финансовая система, рыночная инфраструктура, идет успешное привлечение иностранных инвестиций, создаются совместные промышленные предприятия с иностранными партнерами.

Замечание 3

Таким образом, благоприятное положение Центрального экономического района обеспечивают устойчивые внутренние и внешние экономические связи и позволяют развивать на его территории многоотраслевой хозяйственный комплекс, ведущая роль в котором принадлежит отраслям обрабатывающей промышленности.

Ресурсная база Центрального экономического района

Природные ресурсы Центральной России невелики и в значительной степени уступают запасам и разнообразию ресурсов азиатской части России.

В Подмосковье есть запасы бурого угля. Этот бассейн занимает территорию Тверской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской областей.

Подмосковный уголь низкого качества, очень зольный, влажный и сернистый. Его добыча обходится дороже по сравнению с другими угольными бассейнами. Разведанные запасы угля составляют около 4 млрд. тонн.

Болота, распространенные в северной части экономического района образуют залежи торфа. Наиболее крупные его месторождения сосредоточены в пределах Мещерской и Нижневолжской низменностей. Торф используется в основном в районах его добычи.

В Тульской и Орловской области есть небольшие запасы железной руды. На тульских рудах ещё в XVI-XVII веках работал металлургический комбинат, основанный в Косогорске.

Разведаны, но пока не разрабатываются площади углеводородов в Ярославской области.

Известны в районе запасы нерудных ресурсов – известняки, огнеупорные и кирпичные глины, строительные материалы, стекольные пески, гравий. Месторождения этих ресурсов очень интенсивно используются вблизи Москвы.

В Брянской и Московской области есть месторождения фосфоритов, поваренной соли, в Тульской области – месторождения известняков, кроме них в области есть запасы гипса.

В Брянской, Московской, Рязанской, Орловской областях добывают сырье для производства цемента, известняки и мергели.

В Тульской и Орловской области обнаружены алмазы и месторождения редкоземельных металлов.

Помимо полезных ископаемых в районе есть и другие природные ресурсы, правда их запасы резко сократились. Это, прежде всего, лесные ресурсы, которые вырубались на протяжении многих веков и заменялись пашнями и лугами.

Изменился видовой состав леса, много лесов было уничтожено во время Великой отечественной войны. На месте коренных хвойных пород, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов сегодня преобладают вторичные леса.

В западной части района много молодых рощ и перелесков. Площадь, покрытая лесом, занимает около 40 % его территории. Леса промышленного значения есть в Костромской области, а остальные территории относятся к малолесным районам.

Особое значение в районе имеют рекреационные ресурсы.

Большую ценность имеют историко-культурные и архитектурные памятники.

Здесь создан хорошо известный в стране и за рубежом кольцевой туристический маршрут «Золотое кольцо», куда входят: Москва-Сергиев Посад-Переславль-Залесский-Ростов-Ярославль-Кострома-иваново-Суздаль-Владимир-Москва.

География промышленности района

Экономика района в виду бедной минерально-сырьевой и топливно-энергетической базы находится в зависимости от поставок необходимого сырья из других районов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Несмотря на это отралевая структура промышленности района достаточно разнообразна.

Рисунок 1. Отралевая структура промышленности района. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ведущей отраслью промышленности является высокоразвитое многоотраслевое машиностроение. Его специализация – производство автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического оборудования для отраслей легкой и пищевой промышленности.

Транспортное машиностроение занимает главное место в машиностроении и представлено производством автомобилей, тепловозов, вагонов, речных судов. Главным центром автомобилестроения является Москва. В столице расположены «завод им. И.А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), ОАО АЗЛК по производству автомобиля «Москвич», ОАО « Автофрамос», ОАО «СеАЗ» – Серпуховской автомобильный завод по производству «Оки».

Завод по производству автобусов находится в Ликино-Дулеве (Московская область). В Коломне – крупнейший в стране тепловозостроительный завод.

Предприятия судоремонта и речного судостроения находятся в Москве, Рыбинске (Ярославская область), в Костроме.

Центрами станкостроения являются Москва – завод «Красный пролетарий», «Станкоконструкция», «Станколит», «Станконор-маль», а также Рязань, Коломна.

Приборостроительные заводы находятся в Москве, Владимире, Рязани, Смоленске. Московские заводы «Динамо», «Москабель» производят электротехническое оборудование, есть такие заводы в Калуге, Ярославле, Александрове (Владимирская область).

Второй отраслью специализации является химическая промышленность. В Московской области производят фосфорные удобрения. В Тульской и Смоленской области выпускают азотные удобрения и ядохимикаты для сельского хозяйства.

Большое развитие получила химия органического синтеза по производству синтетического каучука, искусственных волокон, пластмассы. Предприятия, выпускающие эту продукцию, есть в Ярославле и Ефремове (Тульская область).

Дальнейшее развитие получает одна из старейших отраслей района – текстильная промышленность. На долю района приходится более 85% тканей, производимых в России.

Комбинат по производству хлопчатобумажных тканей «Трехгорная мануфактура» работает в Москве. Есть такой комбинат и в Ногинске (Московская область).

Известны текстильные комбинаты в Иванове, Орехове-Зуеве, Твери, Ярославле и др. Кострома, Смоленск, Вязники (Владимирская область) выпускают льняные ткани.

Развитую пищевую промышленность представляют разнообразные предприятия по производству продуктов питания. Крупнейшие из них находятся в Москве.

Развита промышленность строительных материалов, предприятия которой находятся в Московской, Тверской, Брянской, Владимирской области.

Всё хозяйство района обслуживают в основном тепловые электростанции – Костромская, Конаковская, Череповецкая, Щекинская ГРЭС. Есть две АЭС – Калининская и Смоленская. Верхневолжский каскад ГЭС.

spravochnick.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о