Стросс – ЛЕВИ-СТРОС • Большая российская энциклопедия

ЛЕВИ-СТРОС • Большая российская энциклопедия

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 120

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


Авторы: А. А. Белик

image description

ЛЕ́ВИ-СТРОС (Lévi Strauss) Клод (28.11.1908, Брюс­сель – 31.10.2009, Париж), франц. эт­но­лог и фи­ло­соф, чл. Франц. ака­де­мии (1973). Окон­чил Па­риж­ский ун-т (1931). В 1935–39 проф. со­цио­ло­гии в ун-те Сан-Пау­лу (Бра­зи­лия). Про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди ин­дей­цев Ама­зон­ки (ка­ду­вео, бо­ро­ро, нам­би­к­ва­ра, ту­пико­ва­хи­бо). С 1939 во Фран­ции. По­сле герм. ок­ку­па­ции Фран­ции (1940) пре­по­да­вал в ли­цее в Мон­пе­лье. В 1941 по про­грам­ме Рок­фел­ле­ра вы­ехал в США. В 1942–1945 пре­по­да­вал в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке. Ге­не­раль­ный сек­ре­тарь Сво­бод­ной шко­лы выс­ших ис­сле­до­ва­ний (сре­ди др. её со­труд­ни­ков – Р. О. Якоб­сон, зна­ком­ст­во с ко­то­рым по­влия­ло на фор­ми­ро­ва­ние на­уч. взгля­дов Л.-С.). В 1950–74 за­ве­до­вал ка­фед­рой ре­ли­гии бес­пись­мен­ных на­ро­дов в Прак­тич. шко­ле выс­ших ис­сле­до­ва­ний, в 1959–82 – ка­фед­рой со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии в Кол­леж де Франс, на ба­зе ко­то­рой соз­дал Ла­бо­ра­то­рию со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. В 1961 ос­но­вал ж. «L’Hom­me». На­граж­дён ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на.

Уже в пер­вой боль­шой ра­бо­те «Эле­мен­тар­ные струк­ту­ры род­ст­ва» («Les struc­tures élémentaires de la parenté», 1949) про­явил­ся но­вый струк­тур­ный ме­тод Л.-С. Им бы­ла пред­при­ня­та по­пыт­ка по­строе­ния дос­туп­ной ма­те­ма­тич. изу­че­нию ие­рар­хич. мо­де­ли брач­но-род­ст­вен­ных от­но­ше­ний; осо­бое вни­ма­ние он при­да­вал пра­ви­лу эк­зо­га­мии, брач­но­му об­ме­ну и ду­аль­ной ор­га­ни­за­ции. В фи­лос.-ан­тро­по­ло­гич. соч. «Пе­чаль­ные тро­пи­ки» («Tristes tropiques», 1955; рус. пер. 1984), ос­но­ван­ном на по­ле­вых днев­ни­ках, фор­маль­ное изу­че­ние «объ­ек­тив­ных струк­тур» всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с гу­ма­ни­стич. па­фо­сом: про­дол­жая идею Ж. Ж. Рус­со о «бла­го­род­ном ди­ка­ре», Л.-С. стре­мил­ся по­ка­зать жизнь ин­дей­цев Ама­зон­ки как ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние че­ло­ве­че­ст­ва, рез­ко вы­сту­пал про­тив эво­лю­цио­низ­ма в ан­тро­по­ло­гии и кри­ти­ко­вал зап. ин­ду­ст­ри­аль­ное об­ще­ст­во. Л.-С. раз­ви­вал по­ло­же­ния струк­тур­ной ан­тро­по­ло­гии в сво­их клас­сич. тру­дах «Струк­тур­ная ан­тро­по­ло­гия» («Anth­ro­po­l­ogie structurale», 1958, рус. пер. 1980), «Не­при­ру­чен­ная мысль» («La Pensée sau­vage», 1962, рус. пер. 1984), «То­те­мизм се­го­дня» («Le Totemisme aujourdhui», 1962), «Ми­фо­ло­ги­ки» («Mythologiques», т. 1–4, 1964–71; рус. пер., т. 1–4, 2000), «Путь ма­сок» («La Voie des masques», vol. 1–2, 1975, рус. пер. 2000), «Струк­тур­ная ан­тро­по­ло­гия два» («Anthro­po­lo­gie structurale deux», 1973) и др. Опи­ра­ясь на дос­ти­же­ния струк­тур­ной лин­гвис­ти­ки (Ф. де Сос­сюр, Р. О. Якоб­сон, Н. С. Тру­бец­кой и др.), се­мио­ти­ки и уче­ние о бес­соз­на­тель­ном (З. Фрейд, Ж. Ла­кан), он соз­дал тео­рию о бес­со­зна­тель­ных и не­из­мен­ных для че­ло­ве­ка, ко­ре­ня­щих­ся в био­ло­гии моз­га и со­от­вет­ст­вен­но имею­щих на­след­ст­вен­ную при­ро­ду мен­таль­ных струк­ту­рах. Они про­яв­ля­ют­ся в язы­ке, ми­фах, сис­те­мах род­ст­ва и др. Так, ми­фы Л.-С. рас­смат­ри­вал как «тек­сты», по­зво­ляю­щие ре­кон­ст­руи­ро­вать ле­жа­щий в их ос­но­ве уни­вер­саль­ный «язык» сим­во­лов и «ми­фем». В от­ли­чие от Л. Ле­ви-Брю­ля с его тео­ри­ей «пра­ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния» у «ди­ка­рей», Л.-С. под­чёр­ки­вал общ­ность мыс­ли­тель­но­го ло­гич. ап­па­ра­та у лю­дей раз­ных эпох и куль­тур. В изу­че­нии их он ви­дел ключ для по­ни­ма­ния иных куль­тур, при­чём глав­ное зна­че­ние при­да­вал фор­маль­ным и ко­ли­че­ст­вен­но-ма­те­ма­тич. ме­то­дам ана­ли­за. Важ­ней­шую роль в его тео­рии иг­ра­ют би­нар­ные оп­по­зи­ции как ос­но­ва вся­ко­го мыш­ле­ния. С ни­ми кор­ре­ли­ру­ет клю­че­вое для Л.-С. по­ня­тие об­ме­на (сдел­ки) как уни­вер­саль­но­го, в его трак­тов­ке, сред­ст­ва ком­му­ни­ка­ции. В со­з­дан­ной Л.-С. мо­де­ли куль­ту­ры че­ло­ве­ку от­во­дит­ся пас­сив­ная роль, т. к. всё в ней оп­ре­де­ля­ет­ся бес­соз­на­тель­ны­ми вро­ж­дён­ны­ми струк­ту­ра­ми (ср. его зна­ме­ни­тое вы­ска­зы­ва­ние, что «ми­фы при­ду­мы­ва­ют­ся в лю­дях без их ве­до­ма» и «ми­фы при­ду­мы­ва­ют друг дру­га»).

Пред­при­ня­тая Л.-С. по­пыт­ка соз­дать ин­те­граль­ную нау­ку о че­ло­ве­ке вы­зва­ла мно­го­числ. дис­кус­сии. Струк­тур­ная ан­тро­по­ло­гия име­ла как мн. по­сле­до­ва­те­лей (Р. Барт, А. Ж. Грей­мас, М. Фу­ко, У. Эко, Вяч. Вс. Ива­нов, Ю. М. Лот­ман и др.), так и про­тив­ни­ков. Не­ред­ко бли­жай­шие уче­ни­ки Л.-С. (напр., М. Го­де­лье) ста­но­ви­лись яро­ст­ны­ми кри­ти­ка­ми струк­ту­ра­лиз­ма.

bigenc.ru

Чарльз Стросс

Чарльз Стросс (полное имя — Чарльз Дэвид Джордж Стросс / Charles David George Stross) родился 18 октября 1964 года в Лидсе (Англия). Уже в возрасте шести лет Чарльз понял, что хочет писать научную фантастику. Первыми пробами пера для него стали фанфики к ролевой игре «Dungeons and Dragons» (статьи по «Advanced Dungeons & Dragons» для журнала «White Dwarf»), позднее некоторые из созданных им персонажей были включены в дополнение «Fiend Folio» и всё ещё популярны среди геймеров. Параллельно получению учёной степени в области фармацевтики в Лондонском университете, Чарльз продолжал совершенствовать своё писательское мастерство.

Затем он вернулся в Брадфорд и получил вторую учёную степень (на этот раз в области информационных технологий). Работал веб-консультантом, журналистом (писал колонки для «Computer Shopper»), разработчиком программного обеспечения и фармацевтом.

Произведения Стросса разнятся от научной фантастики до ужасов в стиле Лавкрафта и фэнтези. Его часто относят к так называемому «новому поколению» британских фантастов (включающему также Аластера Рейнольдса, Кена Маклауда и Лиз Уильямс), которые специализируются на жёсткой НФ и космических операх. В качестве своих источников вдохновения он называет Вернора Винджа, Нила Стивенсона, Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга (и много других писателей в жанрах «киберпанк» и «посткиберпанк»).

Первый рассказ Чарльза «The Boys» появился в 1987 году на страницах журнала «Interzone». Его первый роман «Scratch Monkey», написанный им в 1993 году, не был опубликован из-за разногласий с издателем, следующий роман «The Atrocity Archive» был напечатан в виде глав (в журнале «Spectrum SF») и, таким образом, первой полноценной книгой стал сборник «Toast: And Other Rusted Futures» в 2002 году.

Многие рассказы Стросса были номинированы на премии Hugo, Nebula, Asimov’s Reader Poll, Sturgeon, British SF и Locus. Повесть «The Concrete Jungle» выиграла премию Hugo в 2005 году (номинация «Лучшая новелла»). Роман «Акселерандо» получил премию Locus в 2006 году (номинация «Лучший роман НФ») и номинировался на премии John W. Campbell Memorial и Hugo.

Сейчас Чарльз Стросс живёт в Эдинбурге (Шотландия) со своей женой Феорэг и всё свободное время посвящает написанию книг.

fantlab.ru

СТРОСС — это… Что такое ЛЕВИ-СТРОСС?

        (Levi — Strauss) Клод (р. 1908) — франц. философ, социолог и этнограф, лидер структурализма, создатель структурной антропологии, исследователь первобытных систем родства, мифологии и фольклора. Его работы получили мировую известность и оказали большое влияние во многих областях философско-культурологич. исследований. Окончил Париж. ун-т. В 1935-39 проф. социологии ун-та в Сан-Паоло
(Бразилия)
; предпринимает экспедиции для исследования бразильских индейцев. В 1942-45 проф. в Нью-Йорке, с 1946 преподает во Франции. В 1949 по инициативе ЮНЕСКО провел полевое исследование в Пакистане. В 1959 возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс. Член Франц. и многих иностр. академий. Его первая большая работа “Элементарные структуры родства” (1949) была встречена с одобрением, однако только после появления “Печальных тропиков” (1955), “Структурной антропологии” (1958) и “Мышления дикарей” (1962) Л.-С. получил широкую известность, и структурализм был признан самостоят, направлением.

        Стремясь создать рационалистич. философию человека, он принципиально отверг субъективистский и психологизаторский подход экзистенциализма и феноменологии и в поисках объективной основы знания обратился к социологии и этнологии. Посредством изучения жизни и культуры первобытных народов Л.-С. надеялся найти решение проблем становления человеч. об-ва и формирования мышления. Поэтому даже его этногр. полевые исследования носили методич. и методол. характер, а не узкоэмпирический.

        Формирование структуралистских представлений происходило у Л.-С. под влиянием разл. источников: структурно-функциональных исследований социальных институтов первобытного об-ва в этнографии, фрейдизма, гештальт-психологии, марксизма, структурной лингвистики. Л.-С. с юношеских лет увлекался сочинениями Маркса, считал, что понятие структуры заимствовано им, помимо иных источников, у Маркса и Энгельса. Несмотря на все различие марксизма и психоанализа, Л.-С. находил в них общую, важную для него идею: “Понимание состоит в сведении одного типа реальности к другому, поскольку подлинная реальность никогда не является самой очевидной”.         Стремясь преодолеть недостатки традиц. рационализма и эмпиризма, Л.-С. предлагает свой подход, основанный на интеграции чувства и разума, — суперрационализм: его гл. идея в том, что универсальность человеч. природы заложена в подсознании, исследуя к-рое можно получить объективное знание о человеке, составляющее содержание новой науки — “структурной антропологии”. Положение, что структурные модели, используемые в лингвистике
(и во многом аналогичные моделям антропологии)
коренятся в бессознательном, или в структуре человеч. ума, Л.-С. воспринял от лингвистов: де Соссюра, Якобсона и Н.Хомского. В рамках своей антропол. теории Л.-С. попытался наметить контуры общесоциол. теории, предполагающей объяснение человека и человеч.об-ва.         Он говорит о необходимости научной триады
(этнографии, этнологии и антропологии)
, позволяющей, начав с регистрации конкр. фактов, перейти к первой стадии синтеза путем сравнит, метода, а затем к более высокой, конечной стадии синтеза — стадии структурной антропологии, выявляющей структурные элементы, совокупность к-рых составляет бессознат. структуру человеч.разума.         Многоплановость характерна не только для содержат. стороны сложной системы научных воззрений Л.-С., но и для эволюции его научных исследований. В них прослеживаются три осн. этапа: анализ структурной организации первобытных племен; совершенствование понятийного аппарата разрабатываемой им структурной антропологии; рассмотрение особенности “мышления дикарей” и сопоставит, анализ мифов амер. индейцев для более детального и углубленного изучения универсальных структур, лежащих в человеч. подсознании. Важнейшей работой первого этапа явилась дис. “Элементарные структуры родства” (1949). С помощью математика А.Вейля Л.-С. удалось построить математич. модели правил бракосочетания в архаич. об-ах австралийцев. Позднее Л.-С. писал о возможности применения ЭВМ для исследования мифа. Он явился пионером использования математич. моделей и ЭВМ в этнологии, его работы имеют существ, значение для математизации гуманитарного знания.

        Для объяснения скрытых структур социокультурных явлений первобытного строя Л.-С. применил принцип “взаимности”, предложенный одним из учеников Дюркгейма Моссом, считавшим этот принцип основой древнейшего обычая обмена подарками. Введя его в этнологию, Л.-С. стал рассматривать ее как науку, исследующую разные виды обменов в человеч. об-ве и тем самым сблизил ее с науками, исследующими обмены сообщениями, в том числе словесными, — с семиотикой и лингвистикой. В конечном счете Л.-С. склонился к рассмотрению этнологии как части семиотики.

        Модели, выделенные посредством структуралистского метода, не отражают эмпирич. реальности и их не надо смешивать со структурами, которые изучали исследователи первобытного об-ва Радклифф-Браун и Малиновский. Тем не менее эти модели реальны, хотя и не являются предметом непосредств. наблюдения. “Чтобы достичь моделей, представляющих собой подлинную реальность, надо выйти за пределы конкретно воспринимаемой реальности”. Ментальные структуры никогда не осознаются и не изменяются в ходе истории, они даны самой природой, являясь “отображением биол. характера человеч. мозга”. Выявив структуру разума, мы выявим структуру физич. реальности, сможем познать структуру Вселенной. Т.о. “антропология” Л.-С. решает проблему понимания не только человека и его культуры, но и природы. Структурализм — не просто метод, но мировоззрение, особая филос. система.

        Ключевое место в творчестве Л.-С. занимает исследование мифологии и фольклора, его называют отцом структурной типологии мифа как важнейшей части структурной антропологии (что не преуменьшает заслуг Проппа, положившего начало структурному анализу в этой области). Л.-С. считал, что мифол. сознание адекватно отражает “анатомию ума”, и поэтому придавал проблеме структуры мифа исключит, значение, поскольку ему так и не удалась попытка раскрыть структуру разума с помощью анализа брачных норм и систем родства. Л.-С. совершил переход от символич. теории мифа (Юнг, Кассирер) к собственно структурной, использующей операциональные методы теории информации и структурной лингвистики. В статье “Структура мифа” (1955) он не только пытается применить к фольклору принципы структурной лингвистики, но и считает миф феноменом языка. Функция мифа усматривается в примирении исходных противоречий с природой, причем эта задача не решается, а только отодвигается и сглаживается, поскольку противопоставление крайних полюсов не устраняется, а заменяется парой противоположностей менее далеких.

        В “Мышлении дикарей” (1962) Л.-С. вслед за Дюркгеймом, но убедительнее, доказывает, что важнейшая функция тотемизма заключается в классификации природных и социальных объектов. Мифол. мышление Л,-С. характеризует как способное к обобщениям, классификации и анализу, как вполне “научное”, логическое (в противоположность утверждениям Леви-Брюля) и никак не зачаточное. Оно составило субстрат человеч. цивилизации и, по своей логике, в нек-рых аспектах предвосхитило совр. естествознание. Мифол. логика оперирует бинарными оппозициями типа небо/земля, день/ночь, правое/левое, причем обычно имеет дело не с изолированными оппозициями, а с их ансамблями, пучками. Выявление бинарных оппозиций является важнейшей стороной методики Л.-С. Анализируя их разнообразие и взаимопереходы, он показывает, что мифологичное мышление принципиально метафорично и его смысл раскрывается в бесконечных трансформациях образов. Л.-С. приписывает бинарности универсальный характер, хотя механизм человеч. мышления не сводится к бинарным оппозициям — он несравненно более сложен.         Осн. темы “Мышления дикарей” развиты в произведении “Мифологичные” (1964-71, 4 т.), где дан скрупулезный анализ структуры сотен мифов (сказок) амер. индейцев, обоснован тезис об исконном культурном единстве всех индейцев Америки. В этом произведении Л.-С. переориентировался с языка на музыку как образец мифа. Ссылаясь на Вагнера, анализировавшего мифы средствами музыки, он уподобляет миф муз. произведению и помещая его между языком и музыкой. Мифы, как и музыка, довольно близко воспроизводят универсальные структуры бессознательного. В “Мифологичных” осуществлен полнейший переворот в способах исследования повествоват. фольклора и мифологии. Л.-С. противопоставил свой метод доминирующей до сих пор историко-геогр. школе, акцентирующей внимание на миграционном характере мифов.

        В одной из последних книг “Путь масок” (1979) он обратил внимание на исключит, сходство изображений мифол. существ с гигантскими высунутыми языками в искусстве североамер. индейцев и в культурах Юго-Вост. Азии.

        С разработкой социальной антропологии Л.-С. связывал опр. социально-утопич. представления: выяснение бессознат. структуры разума должно внести самый важный вклад в обеспечение будущего человечества. Полагая, что эти фундаментальные структуры лучше всего сохранились у представителей первобытных племен, Л.-С. отдает тем самым дань идеализации “естеств. состояния дикаря” в духе Руссо (каменный век он называет золотым, а первобытное об-во считает способным противостоять разрушит, воздействиям истории). Он резко критикует “совр. об-во” и надеется в конечном счете реализовать надежды людей на жизнь без эксплуатации, без войн, в полном согласии друг с другом и в гармонии с природой. Этими упованиями Л.-С. снискал себе симпатии со стороны совр. представителей контркультуры и сторонников “близости к природе”, составивших со временем экологич. движение наших дней.

Соч.: Les structures elementaires de la parente. Ed. rev. P., 1968.Anthropologie structurale. 1. P., 1968. Anthropologie structurale. 2. P., 1973. Lavoie des masques. P., 1979; Пути развития этнографии // Курьер ЮНЕСКО. 1961. № 11; Руссо — отец антропологии //Там же. 1963. № 3; Структура мифов // ВФ, 1970, № 7; Из книги “Мифологичные. 1. Сырое и вареное” // Семиотика и искусст-вометрия. М:, 1972; Колдун и его магия // Природа, 1974, № 8; Якобсон Р., Леви-Стросс К. “Кошки” Шарля Бодлера// Структурализм: “за” и “против”. М., 1975; Миф, ритуал и генетика // Природа, 1978, № 1; Структурная антропология. М., 1985; Печальные тропики. М., 1984; Первобытное мышление. М., 1994;.См. так же http://kulichki-win.rambler.ru/moshkow/FILOSOF/

Лит.: Мелетинский Е.М. Структурное исследование мифологии у К. Леви-Стросса // Направления и тенденции в совр. зарубежном лит-ведении и лит. критике. В. 1. М., 1974; Муканов М.М., Чистяков Н.И. К. Леви-Стросс об идентичности мышления дикаря и совр. человека // Генетич. и социальные проблемы интеллектуальной деятельности. Алма-Ата, 1975; Каграманов Ю.М. Клод Леви-Стросс и проблема человека // ВФ, 1976, № 10; Бутинов Н.А. Леви-Стросс — этнограф и философ // К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М., 1985; Иванов Вяч. Вс. К. Леви-Стросс и структурная теория этнографии // Там же; Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К.Леви-Стросса// Там же; Топоров В.Н. [Рец. на:] С. Levi-Strauss. Anthropologie structurale // Структурно-типол. исследования. М., 1962; Clarke S. The Foundations of Structuralism. A Critique of Levi-Strauss and the Structuralist Movement. Brighton, Sussex; Totowa, N.J., 1981. Shalvey Th. Claude Levi-Strauss: Social Psychotherapy and the Collective Unconscious. Amherst, 1979.

Е.Г. Балагушкин

Культурология. XX век. Энциклопедия. 1998.

dic.academic.ru

Клод Леви-Стросс – биография, книги, отзывы, цитаты

Клод Леви́-Стросс — выдающийся французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог. Произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук. Создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста, одной из концепций происхождения культуры. Исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Родился в еврейской семье в Брюсселе, вырос в доме деда в Версале, где тот был главным раввином. Оба его брата и отец были художниками-портретистами. В мемуарах вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере прадеда, композитора Исаака Стросса. В молодости Клод Леви-Стросс посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, семинары этнографа и социолога Марселя Мосса, изучал право и философию в Сорбонне. По своим взглядам был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала. В возрасте 24 лет социалисты выдвигали его кандидатом на местных выборах.

После окончания университета и службы в армии Леви-Стросс стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в краю, по его словам, «постоянного физического и психического истощения» — в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу. После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».

После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов». Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.

В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А.Вейля, который написал математическое приложение к этой книге).

В конце 1940-х и в начале 1950-х, Леви-Стросс вел активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководил одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Возглавлял 5-ю секцию Практической школы высших исследований, которая была переименована из «Исследования религий» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов». В 1952 году по заказу ЮНЕСКО написал свою работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям.

В начале 1960 года Леви-Стросс руководил кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На его базе он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исседовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». В 1984 году ученый вышел на пенсию.

В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ, хотя обычно этого при жизни автора не делается. Ученый скончался 30 октября 2009 года во сне в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия)

www.livelib.ru

Клод Леви Стросс: философ, колдун или антрополог?

Исследователь и философ Клод Леви Стросс признан отцом американской антропологии неслучайно. Написанная им книга «Структурная антропология» широко известна не только в научном мире, но вызвала, в свое время, широкий резонанс, разбудив интерес социологов, лингвистов, психологов и литературоведов всего мира. Она стала любимой и популярной как среди людей науки, так и в мире поклонников и знатоков литературы и искусства.

Фрагменты биографии К.Л.Стросса

Клод Леви СтроссКлод Леви СтроссБудущий антрополог Claude Levi-Strauss (фр.) родился 28.11.1908 года в Брюсселе. Отец его был художник, работавший тогда в Бельгии по контракту. Но скоро семья вернулась во Францию. В Париже Леви-Стросс и провел впоследствии основную часть своей жизни.

Дедушка Стросса служил в должности главного раввина Версаля. Соответственно, в семье исповедовались и почитались еврейские религиозные традиции. Тем не менее, Леви воспитывался бабушкой в духе свободомыслия. Как следствие, он с выдающимися результатами закончил школу и поступил в Сорбонну, где посещал лекции по философии и праву.

Эти дисциплины и стали первой специальностью будущего философа, которого коллеги с полным основанием позже назвали мыслителем века.

Не миновала юношу и увлеченность политикой. Будучи первым членом французской секции рабочего интернационала, Стросс в возрасте 24-х лет начал писать диссертацию на тему философских предпосылок исторического материализма как концепции. Но этому его увлечению не довелось в полной мере развиться и состояться из-за того, что юноша вскоре попал в автомобильную аварию.

Говоря же об антропологии — нужно отметить, что эта тема заинтересовала молодого ученого уже в Сорбонне, хотя поначалу, после окончания университета, его направили преподавателем философии в провинциальный лицей, что не вызвало у юноши, прямо скажем, никакого вдохновения.

сорбоннасорбонна

 

 

 

 

И вот, через некоторое время он с радостью присоединился к своим французским университетским коллегам, получив возможность поехать с ними в Бразилию, где стал преподавателем социологии университета в Сан-Паулу.

Именно это место и послужило, можно сказать, некой отправной точкой последующих этнографических изысканий будущего ученого. Так, летом 1935-го года Леви Стросс решил поближе познакомиться с племенами индейцев Бразилии бороро и кадиувео, а несколько позже предпринял очередную вылазку-экспедицию в почти первобытный мир, к племенам намбиквара.

дикаридикариС момента этих встреч с неизвестными ему прежде «натуральными людьми», что вызвали в душе исследователя настоящее потрясение, и проснулось в нем призвание этнографа.

И одним из результатов этого стало убеждение Стросса в том, что представители натуральных этносов вовсе не являются носителями так называемого «дологического» мышления, — как считали некоторые исследователи, такие, например, как французский этнолог, антрополог и философ Л.Брюль.

Основные идеи

Основные идеи Леви Стросса больше перекликались, скорее, со взглядами Руссо, преклонявшимся перед дикарем и его естественным состоянием бытия.

Глубинное важнее поверхностного, коим является любой социум на фоне подлинной «натуральных людей», — полагал Стросс.

Возвращаясь к вехам его биографии, стоит отметить, что после вторжения в начале сороковых годов немцев во Францию, ученый воспользовался возможностями гуманитарной программы, созданной фондом Рокфеллера. Ее цель состояла в том, чтобы спасти от фашизма еврейских представителей европейской науки и культуры, и французский исследователь переехал в США.

Время, проведенное в Нью-Йорке, оказалось для ученого периодом, когда он ощутил поистине колоссальный интеллектуальный подъем. А публичная библиотека Нью-Йорка явилась для него настоящим местом учебы, размышлений и открытий: здесь была написана его основная научная диссертация.

В эти годы пытливый этнограф и философ познакомился с ведущими представителями гуманитарно-научного мира. Среди них были Роман Якобсон, Андре Бретон, Франц Боас и многие другие.

С 1945 по 1947 год, наряду с научными изысканиями, Леви Стросс занимался также и работой дипломата в миссии по культуре во французском посольстве Америки, после чего он снова решил вернуться в Париж. Здесь, опять же, в Сорбонне, он защитил уже две этнографических диссертации.

элементарные структуры родстваэлементарные структуры родства

 

 

 

 

Одна из них называлась «Элементарные структуры родства». Публикация работы состоялась в 1949 году и тут же принесла своему автору известность и признание профессионалов. Даже те из них, кто стояли на совершенно иных научных позициях, соглашались с тем, что

этому ученому в XX веке в области антропологии не было равных. Сила его интеллекта была способна охватить буквально все науки и дисциплины, имевшие отношение как к самому феномену человека как такового, так и к творению его рук.

Среди его научных изысканий были и такие как теория происхождения государства, где Стросс связывает возникновение государства с теорией инцеста. Суть этой его теории была в том, что, по мнению ученого, для того, чтобы запретить в полупервобытном обществе инцест как явление, представителям этого общества нужно было применить в нем жестокие и суровые меры пресечения. Именно в этой связи в первобытной родовой общине необходимо было создать специальные структуры, которые бы не допускали кровосмешения внутри одного рода.

Впрочем, надо отметить, что далеко не все специалисты в этой области являются сторонниками такого рода философских выводов и считают эту причину возникновения государства основной и единственной.

Структурная антропология

структурная антропологияструктурная антропологияОсновные идеи Леви Стросса отражены в его работе «Раса и история», а также в его многочисленных сборниках статей под общим названием «Структурная антропология» (1958г). Продолжение этой темы воплотилось в третьей книге исследователя под названием «Взгляд издалека», которая была посвящена Р. Якобсону.

Эти, по сути, три антропологических сборника и представили миру собственно новую академическую дисциплину, созданную Леви Строссом.

Ее ключевая идея — выявление структурных взаимосвязей и взаимозависимостей, которые определяют, в конечном итоге, разнообразные явления, относящиеся к культуре и социуму традиционных человеческих сообществ.

Культурная антропология

Наряду с термином структуралистская или структурная, в работах Стросса и в их описаниях можно встретить и термин культурология или культурная антропология. В чем его суть и смысл?

Этот смысл практически состоит, можно сказать, в расширении понятия структуры как таковой и представляет собой уже некую трансформацию в область культуры — привычек, традиций, взаимоотношений: всего того, чем отличаются друг от друга разные народы и этносы.

народы и этносынароды и этносы

И одной из главных черт, которая характеризует, по Строссу, это направление, можно считать то, что он отрицал эволюцию и был убежден, что каждое общество развивается поступательно, проходя в своем развитии разнообразные фазы и ступени.

суть явленийсуть явленийВ этой связи ученый призывал не рассматривать те или иные традиции и особенности народов и культур предвзято, с субъективной точки зрения, а попытаться в них вжиться и увидеть суть явлений изнутри.

И, наконец, стоит сказать здесь и о том, что огромное внимание в этой теме Леви Стросс уделял исследованиям взаимоотношений между личностью и социальной средой, полагая, что именно в ней формируется человеческая индивидуальность, которая и несет, в конечном итоге, в себе соответствующий отпечаток этой самой социальной среды.

Думаю, — даже в наше время трудно переоценить значение таких выводов.

Неприрученная мысль

Эту же тему продолжают и более поздние книги автора: «Тотемизм сегодня» и «Неприрученная мысль», переведенные на русский язык лишь в 1994 году. Последняя из них есть некий обобщенный принцип мыслей дикаря, вступившего в дискуссию с Полем де Сартром и его взглядом на историю. Что же касается раскрываемой в них темы тотемизма, то

Тотемные животные созданы не для того, чтобы их поедать, — считал Стросс, — а для того,чтобы с их помощью человек мог научиться мыслить.

Клод Леви Стросс, Первобытное мышление.

Мифологики

мифологикимифологики

 

 

 

 

Более развернуто эта работа называется: «Леви Стросс Мифологики: от меда к пеплу». Ее сравнивают с научной симфонией в четырех частях, состоящей из подробных уникальных записей, с легендами и преданиями племен северо- и южно-американских индейцев.

Строение и структура мифов, входящих в эти уникальные четыре тома («Сырое и приготовленное», «От меда к пеплу», «Происхождение застольных обычаев» и «Человек голый») раскрывает перед нами систему мышления, которая, по сути, роднит привычно называемого нами человека цивилизованного с его антиподом: дремучим дикарем:

И природа у них, как оказывается, совершенно одна и та же.

Стросс писал эту симфонию в прозе долго и тщательно, объединив в ней более восьмисот аутентичных мифов, работая с утра до вечера, как говорится, — без выходных и проходных, впадая то в восторг, то в отчаяние и даже — в глубокое чувство отвращения… — так, собственно, и создается все великое.

Кроме академических трудов на тему научной этнографии с элементами лингвистики и математики, Строссом были написаны и популярные книги. Среди них —

Печальные тропики

печальные тропикипечальные тропики

 

 

 

 

Книга, созданная на основе путевых заметок и дневников. Эдакая философская драма, рассказывающая о столкновнении человека с совершенно другим миром и о том, как он при этом себя чувствует…

Знакомясь с наследием этого уникального исследователя, прошедшего столь необычный путь и прожившего столь долгую жизнь — реальных сто лет — встречаешься с огромным количеством названий его удивительных трудов, охвативших практически все стороны человеческой цивилизации.

Раса и история, Путь масок, Время вновь обретенное, колдовство и системы трансформаций, сексуальная магия и чистая внутренняя энергия… — все эти названия и определения выразительно говорят нам об одном:

Когда человек рождается, он приходит уже на все готовое. Ему остается только все это усвоить и правильно использовать.

Именно сегодня, как мне кажется, идеи Леви Стросса становятся для человечества все более и более актуальными. Возможно, это происходит еще и потому, что мы, похоже, пережили уже время острых экзальтированных полемик. Культурный маятник уже прошел, можно сказать, свою критическую точку, когда умами людей владела теория хаоса и перманентно постмодернистского состояния.

Сегодня стрелки истории опять направляют наше внимание туда, где человек словно заново открывает для себя фундаментальные понятия человеческих смыслов бытия. И в этом ему помогают труды Леви Стросса.

Ученый — не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы, — не уставал повторять он.

Третья волна гуманизма неизбежно должна привести нас к новому взгляду: как на права человека в целом, так и на его подлинное место во вселенной.

XXI век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вообще.

…Впрочем, — двадцать первый век уже наступил.

Автор текста: ExtraNorm

extranorm.pro

Леви-Стросс, Клод — Википедия

Клод Леви́-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss [klod levi stʁos]; 28 ноября 1908 года, Брюссель — 30 октября 2009 года, Париж) — французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста (одной из концепций происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Биография

Родился в столице Бельгии Брюсселе в 1908 году в еврейской семье. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля.[5][6] В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям, и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора Исаака Стросса (Штраусса; Isaac Strauss, 1806—1888), родом из Эльзаса.

Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. В то время находился под влиянием марксизма; утверждал, что редко берется «решать социологическую или этнографическую проблему, не освежив мыслей несколькими страницами „18 брюмера Луи Бонапарта“ или „К критике политической экономии“»[7]. После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в поле, по его словам, «постоянного физического и психического истощения»[8] — в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу. После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».

После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».

Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.

В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля, который написал математическое приложение к этой книге)[9].

В конце 1940-х и в начале 1950-х Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».

В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвящённую многообразию культур и межкультурным отношениям.

В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.

В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. Французская академия широко отметила столетний юбилей Леви-Стросса, который стал первым её членом, дожившим до этого возраста[10]. При этом Леви-Стросс находился в здравом уме и трезвой памяти. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).

Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия)[11].

Теории

В 1949 году К. Леви-Стросс выпустил знаковую книгу «Элементарные структуры родства» по материалу своей диссертации. В ней он описал свои наблюдения за особенностями брачных обычаев в бразильских племенах. Изучая их, он ввел понятие симметричных и асимметричных браков, а также выработал для описания жизни внутри племен универсальные структуры, которые помогли ему в дальнейшем систематизировать межкультурные различия. [источник не указан 302 дня]

Впоследствии он развил свои идеи в дальнейших книгах. Особенно достойна внимания написанная им книга «Раса и история», в которой он размышляет о многообразии культур и о их значении в достижениях современного мира. В этой книге, написанной с целью развенчать идеи расизма, включая расовую теорию Ж. А. де Гобино, Леви-Стросс приводит некоторые похожие или общие черты, свойственные различным расам и объединявшие их протяжении долгого времени, что говорит об общих закономерностях развития рас и всего человеческого общества[12][источник не указан 302 дня].

Леви-Стросс был приверженцем структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и стремился применить тот же метод к антропологии[13], полагая, что в основе всех человеческих культурных практик лежат общие повторяющиеся структуры и понять отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе. В то время фундаментальным объектом анализа была семья, как замкнутая единица, состоящая из мужа, жены и их детей. Племянники, кузены, тети, дяди, бабки и деды рассматривались как вторичные субъекты. Леви-Стросс возражал против такой точки зрения, утверждая, что, подобно лингвистической значимости, семьи обретают определённую идентичность только через отношения с другими. Таким образом, он перевернул классический взгляд на антропологию, поместив на первое место вторичных членов семей и настаивая, что исследовать надлежит не семьи, а отношения между семьями[14].

Обнаружил у первобытных племён поведение, подобное феномену Пиаже[15]. Наряду с Р. О. Якобсоном является автором идеи возникновения языка как комбинации жестов и выкриков, которые превратились в фонемы[16].

К. Леви-Стросс сыграл существенную роль в изучении тотемизма и первобытного мышления. В своих трудах «Тотемизм сегодня» (Le Totemisme aujourdhui,1962) и «Неприрученная мысль» (La Pensée sauvage,1962) он рассматривает тотемизм как важный элемент социального устройства первобытных обществ[17]:

За многообразием явлений, составляющих тотемический комплекс (отождествление членами социальной группы себя с животным или растительным видом, соответствующие этой мыслительной связи верования, обряды, пищевые запреты), Леви-Стросс увидел специфические коды, посредством которых происходит «обмен сходствами и различиями между природой и культурой» и различение социальных групп между собой. Тотемические коды суть логические формы, пригодные для выявления сходства-различия. Две другие из основных операций современного мышления, а именно обобщение — конкретизация и расчленение — соединение, также осуществляются, поскольку использование природного вида (тотема) в качестве оператора делает возможным переходы: индивид — социальная группа (половозрастная группа, клан, линидж) — племя. Если же племя использует для поименования кланов части тела природного существа, то при такой мысленной детотализации в означаемом происходит движение от общего к частному, а если имеет место и ретотализация — движение от частного к общему.

В отличие от Л. Леви-Брюля, выдвигавшего концепцию, согласно которым людям традиционных обществ свойственно дологическое мышление, управляемое мистической верой и неспособное к усмотрению противоречий, К. Леви-Стросс вывел модели, позволяющие анализировать специфические логические формы мифологического мышления: это наука конкретного, бриколаж и тотализирующее мышление. Наука конкретного — способ упорядочения в классификациях: внимание к конкретному сочетается с одновременным стремлением к символизации. Символы играют роль специфических единиц мышления, обладают промежуточным логическим статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями. Бриколаж предполагает, что мыслительная деятельность свободна от подчинения средств цели, в отличии от проектирования. Интенция мысли определяется рекомбинацией образов-символов. Тотализирующее мышление — использование классификаций различного типа, одни формы переходят в другие, дополняя друг друга[17].

Награды

Избранные работы

  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara (1948).
  • Les Structures élémentaires de la parenté (1949)
  • Race et histoire (1952, рус. пер. Раса и история, 2000[18])
  • Tristes tropiques (1955, рус. пер. Печальные тропики, 1984)
  • Anthropologie structurale (1958, рус. пер. Структурная антропология, 1983)
  • Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994[19].)
  • La Pensée sauvage (1962, рус. пер. Неприрученная мысль, 1994[19])
  • Mythologiques I—IV (Мифологики)
    • Le Cru et le cuit (1964, рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000, ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное»[20])
    • Du miel aux cendres (1966, рус. пер. От мёда к пеплу, 2000)
    • L’Origine des manières de table (1968, рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000)
    • L’Homme nu (1971, рус. пер. Человек голый, 2007)
  • Anthropologie structurale deux (1973, Структурная антропология-2)
  • La Voie des masques (1972, рус. пер. Путь масок, 2000[18])
  • Paroles donnés (1984)
  • Le Regard éloigné (1983, Взгляд издалека)
  • La Potière jalouse (1985, рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000[18])
  • De Près et de loin (1988)
  • Histoire de lynx (1991, История рыси)
  • Regarder, écouter, lire (1993)
  • Saudades du Brasil, (1994)

Примечания

  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118572385 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ Комитет исторических и научных работ — 1834.
  4. ↑ http://www.nytimes.com/2009/11/04/world/europe/04levistrauss.html
  5. ↑ Claude of the Jungle
  6. ↑ Dictionary of Literary Biography on Claude Levi-Strauss
  7. ↑ Сьюзен Зонтаг. Против интерпретации и другие эссе
  8. ↑ Индеец века — Un Indien dans le siècle (le Nouvel Observateur» du 1-er mai 2008) (недоступная ссылка — история). Проверено 29 июня 2009. Архивировано 19 апреля 2009 года.
  9. ↑ Weil A. Sur l’étude de certains types de bois de marriage (Système Murngin). — С. Lévi-Strauss. Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949 (2 éd. P., 1968).
  10. ↑ Скончался известный французский антрополог Клод Леви-Стросс // Газета.ру, 05.11.2009
  11. ↑ Claude Lévi-Strauss, 100, Father of Modern Anthropology, Dies — Obituary (Obit) — NYTimes.com
  12. А.А.Алексеева. «Многообразие культур по К.Леви-Строссу» // МГУ имени М.В.Ломоносова.
  13. Moore,, Jerry D. Visions of Culture: An Introduction to Anthropological Theories and Theorists. — AltaMira Press, 2009. — P. 237. — ISBN 9780759111462.
  14. Lévi-Strauss,, Claude. Structural Anthropology. — Basic Books, 1963. — P. 51. — ISBN 9780465095162.
  15. ↑ Человек, который принял жену за шляпу = The Man Who Mistook His Wife for a Hat. — СПб.: Science Press, 2006. — 301 с. — 5 000 экз, экз. — ISBN 5-902626-01-3.
  16. Иванов В. В. Целесообразность человека. // Новая газета, № 92 от 17 августа 2012
  17. 1 2 Островский А. Б. Этнологический структурализм Клода Леви-Стросcа // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — С. 3-14.
  18. 1 2 3 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Путь масок. М., 2000
  19. 1 2 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994
  20. ↑ Примечания переводчика //Клод Леви-Стросс. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М., СПб., 1999, с. 344

Литература

Ссылки

wikipedia.green

Клод Леви-Стросс — это… Что такое Клод Леви-Стросс?

Клод Леви́-Стросс (неточно Леви-Строс, фр. Claude Lévi-Strauss; 28 ноября 1908, Брюссель, Бельгия) — французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и государства), исследователь систем родства, мифологии и фольклора.

Биография

Родился в еврейской семье в Брюсселе. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля.[1][2] В 1909 году семья возвратилась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора Исаака Стросса (Isaac Strauss, 1806—1888), родом из Эльзаса.

Клод Леви-Стросс

Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был политическим активистом социалистического толка, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. В 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу.

После первого учебного года супруги Леви-Стросс совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».

После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».

Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.

В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбоне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А.Вейля, который написал математическое приложение к этой книге)[3].

В конце 1940-х и в начале 1950-х, Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».

В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвященную многообразию культур и межкультурным отношениям.

В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым ученым возможность исседовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и ученые из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.

В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).

Вклад в науку

Награды

Член Французской академии (с 1973), занимает 29-е кресло. Иностранный член Национальной академии наук США.

Кавалер Большого креста «Ордена почетного легиона». Командор ордена «За заслуги».

Избранные работы

  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara (1948).
  • Les Structures élémentaires de la parenté (1949)
  • Race et histoire (1952, рус. пер. Раса и история, 2000[4])
  • Tristes tropiques (1955, рус. пер. Печальные тропики, 1984)
  • Anthropologie structurale (1958, рус. пер. Структурная антропология, 1983)
  • Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994[5].)
  • La Pensée sauvage (1962, рус. пер. Неприрученная мысль, 1994[5])
  • Mythologiques I—IV (Мифологики)
    • Le Cru et le cuit (1964, рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000, ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное»[6])
    • Du miel aux cendres (1966, рус. пер. От мёда к пеплу, 2000)
    • L’Origine des manières de table (1968, рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000)
    • L’Homme nu (1971, рус. пер. Человек голый, 2007)
  • Anthropologie structurale deux (1973, Структурная антропология-2)
  • La Voie des masques (1972, рус. пер. Путь масок, 2000[4])
  • Paroles donnés (1984)
  • Le Regard éloigne (1983, Взгляд издалека)
  • La Potière jalouse (1985, рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000[4])
  • De Près et de loin (1988)
  • Histoire de lynx (1991, История рыси)
  • Regarder, écouter, lire (1993)
  • Saudades du Brasil, (1994)

Интересные факты

  • Ему принадлежат афоризмы: «21-й век будет веком гуманитарных наук — или его не будет вовсе» и «Ученый — это не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы»

Примечания

  1. Claude of the Jungle
  2. Dictionary of Literary Biography on Claude Levi-Strauss
  3. Weil A. Sur l’étude de certains types de bois de marriage (Système Murngin). — С. Lévi-Strauss. Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949 (2 éd. P., 1968).
  4. 1 2 3 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Путь масок. М., 2000
  5. 1 2 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994
  6. Примечания переводчика //Клод Леви-Стросс. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М., СПб., 1999, с. 344

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о